Безрезьбовые кареточные стаканы - в раме больше не нарезана резьба и чашки больше не вкручиваются в раму и не надо 25 Нм прижимного усилия чтобы зафиксировать подшипник.
Т.к. стандарты такие появились сравнительно поздно (первым был BB30 от Cannondale в 2007 и в серию пошел в 2008) то их сразу сделали без чашек(рулевые то сначала пошли с чашками в которые вкладываются подшипник - такие сейчас мейнстрим, а интегрированные рулевые с подшипником сразу вложенным в проточки в раме - появились позже, и пока не вытесняют чашки)
Чтобы в новую BB30-раму закрутить обычные резьбовые шатуны существуют переходные чашки.
Принципиальное преимущество безрезьбовых кареток - ликвидация избыточных конструктивных элементов:
- роль распорок подшипников выполняет сама рама (проточки в ней), а не тубус между чашками
- сжиманием и удержанием подшипников занимается сама ось каретки и не надо резьба в раме и на чашках
- не надо вообще чашки-проставки между подшипником и рамой
Конкретных реализаций основных три:
- опенсорсная BB30 (предложена Cannondale)
- pressfit 30 от SRAM
- BB90 (BB86, BB92) от Shimano, от которых сама Шимано скорее всего будет отказываться
Самая распространенная BB30, посадочный диаметр обоймы подшипника в раме 42 мм, а внутренний диаметр подшипника под вал 30 мм.
Недостаток примитивные пыльники. Подшипники типоразмера 6806.
SRAM увеличил диаметр рамы до 46 мм и вложил подшипник в нейлоновую проставку и добавил нейлоновый тубус как у традиционных кареток. Это немного улучшило грязезащиту (тубус нужен потому что из подседельной трубы может падать мусор)
Shimano использует классический 24 мм вал, но увеличенную ширину 86-90-92 мм кареточного стакана. Стандарт малораспространен и перспективы туманны.
Specialized ещё делает вариации на тему Паганини - всякие вариации OSBB (типа BB30 на широкий стакан 84.5 мм) на свои велосипеды и на свои шатуны.