Чемпионы прошлых лет

Собрание велосипедной мудрости

Модераторы: Patrik777, Borisovich:)

Чемпионы прошлых лет

Сообщение Gotty » 17 июл 2011, 08:31

По итогам многодневных турниров 1981 года Международный союз велосипедистов (УСИ) назвал лучшую команду мира среди любителей — сборную СССР в составе: Сергей Сухорученков, Юрий Баринов, Андрей Ведерников, Шахид Зегретдинов, Иван Мищенко.

Сборной команде СССР был вручен Кубок наций, а Сергею Сухорученкову в третий раз подряд вручена «Золотая пальмовая ветвь» как сильнейшему гонщику.

Сергей Сухорученков. Родился в 1956 году в деревне Соколовская Брянской области. Начал заниматься велоспортом с 13 лет. Воспитанник куйбешевского велоцентра. За последние четыре года завоевал титул олимпийского чемпиона на Олимпиаде в Москве в групповой шоссейной гонке на 189 км, стал победителем одной из крупнейших международных гонок – велогонки Мира в 1979 году в личном зачете, а в 1980 и 1981 годах в командном зачете, четыре раза подряд одерживал победы в престижной гонке по Франции «Тур де л’Авенир».
Сергей Сухорученков

Изображение

Сергей Сухорученков

За большие заслуги в спорте награжден орденом Дружбы народов.

Девиз Сергея — «Чтобы победить, нужно отдать гонке всего себя, все силы без остатка».

Волевой, мужественный и мудрый боец, для которого главное — принести команде победные очки. Быть мудрым в гонке – это значит уметь учитывать и угадывать всевозможные ситуации и использовать их для успеха команды. Он всегда добивается великолепных результатов на очень сложных, решающих участках гонки: подъемах, спусках, перевалах. Ему присущи собранность и эффективность действий. Не раз своим высоким мастерством он выручал команду, не раз и товарищи по команде помогали ему в борьбе за лавровый венок. Сергею несвойственно терять присутствие духа в самых сложных ситуациях гонки. Хорошая спортивная злость и твердый характер всегда выручает его. Не однажды он падал, превозмогал боль, преодолевал нечеловеческую усталость.

«Я сражался стиснув зубы, — рассказывает Сергей, — старался не показывать никому — ни своим, ни чужим, — чего мне стоит эта гонка». А случилось вот что. На одном из труднейших этапов гонки «Тур де л’Авенир» по горам Франции при спуске, где скорость езды достигала более 100 км в час, Сергей почувстоал, что переднее колесо велосипеда стало «хромать». Он решил, что это прокол, и поднял руку. Однако остановиться на крутом спуске с многочисленными виражами на такой скорости было невозможно, и он продолжал мчаться вниз. Когда ему все же удалось затормозить и к нему подъехала машина технической помощи, оказалось, что металлический обод на колесе раскалился докрасна и от трения закипел клей, который держал однотрубку. В любой момент она могла лопнуть. Колесо заменили и гонщик, наверстывая упущенное, снова помчался вперед.

Или другой случай. На одном из этапов той же гонки после старта, когда стрелка часов пробежала 30 минут, а гонщики все быстрее и быстрее набирали скорость, асфальт на трассе неожиданно сменился покрытием из гравия. Впереди головной группы находился Сухорученков, который первым стремительно выскочил на этот участок и… перелетел через руль. Причина падения — прокол однотрубки. К Сергею подбежал врач, чтобы оказать помощь — множество мелких камешков вонзились в его руку и бедро, – но гонщик не слушал врача, а требовал, чтобы ему дали другой велосипед.

Изображение

После финиша Сергею наложили швы, доктор хотел сделать обезбаливающий укол, но Сергей отказался: «Мне не привыкать терпеть, а вот как подействует укол — только гадай».

Пожалуй не одному гонщику не удалось избежать падений, ушибов, всевозможных казусов на трассе гонок.

«Пусть знают те, – говорит Сухорученков, — кто выбирает для себя велоспорт, что гонка — трудная мужская работа. И очень важно уяснить для себя — ради чего все эти лишения? Если ради своего честолюбия, своей выгоды, то мужество твое и риск не стоят и ломанного гроша. Если же ради общего дела, ради товарищей по команде — тогда самопожертвование имеет высшую цену».

Юрий Баринов. Родился в 1955 году в селе Досчтое Горьковской области. Выступает за общество «Труд» (Горький). В ранней юности увлекался лыжами, велосипедным спортом начал заниматься с 1972 года. Бронзовый призер XXII Олимпийских игр в Москве в групповой шоссейной гонке на 189 км, победитель велогонки Мира 1980 года в личном зачете и в 1981-м в командном, победитель кольцевой 150-километровой гонки «Моргун-Бисмарк» в США. За большие достижения в отечественном велоспорте награжден орденом Дружбы народов.
Юрий Баранов

Изображение

Юрий Баринов

Девиз Юрия — «Себя преодолеть». Это скромный, энергичный, отважный парень превыше всего ценит такие качества, как человечность, справедливость, искренность. Верит в мужскую дружбу, которая помогает преодолевать любые трудности «походной» жизни гонщика.

Впервые Юрий заявил о себе на XXXIII велогонки Мира. Здесь он проявил отвагу, жажду борьбы, хладнокровие, упортсво и высокое спортивное мастерство. 24-летний дебютант этой гонки стал седьмм советским гонщиков, одержавшим победу в личном зачете.

Высокий моральный дух, Баринов продемонстрировал на Олимпиаде-80 в групповой гонке в Крылатском. Во имя команды он пожертвовал собственными интересами, и сделал это ни секунды не колеблясь.

…На третьем круге, стремительно раскручивая педали, вперед уходили трое — Сергей Сухорученков, поляк Чеслав Ланг и Юрий Баринов. С каждым кругом разрыв между беглецами и последующей группой спортсменов все более увеличивался. Когда до финиша оставалось три круга, стало ясно, что этим смельчакам и предстоит разыграть между собой медали. Два советских атлета были одинаково сильны, но, как известно, двух чемпионов одновременно не бывает. Кто-то должен пожертвовать своим успехом ради успеха команды. Перед подъемом, поти за 40 километров до финиша, вперед резко уходит Сухорученков, Юрий знал, что у его товарища хватит сил и воли не расплескать высокой скорости до финиша. Он так же хорошо знал, что на финише не должно быть никаких случайностей, и принял решение умом и сердцем — помочь Сухорученкову уйти дальше вперед. Юрий отвлек внимание соперника на себя. Этот тактический маневр себя оправдал. Ланг и Баранов финишировали с одниковым временем, и только фотофиниш определил, что серебро досталось польскому спортсмену, а бронза — Юрию Баринову.

Выдержку, упорство, волю к победе продемонстрировал Юрий Баринов в сложнейшей 150-километровой кольцевой гонке «Моргун-Бисмарк» в США.

Изображение

Она проводилась в день национального праздника провозглашения независимости. Американские велогонщики очень хотели выиграть эту гонку. Однако победу одержал сильнейший. Юрий Баринов и здесь продемонстрировал высокое психологическое, техническое и тактическое мастерство. В 1981 году он признан УСИ гонщиков №2 среди любителей.
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Чемпионы прошлых лет

Сообщение Gotty » 17 июл 2011, 08:36

Ааво Пиккуус

Изображение

Родился 23 ноября 1954 года.

Заслуженный мастер спорта по велоспорту. Олимпийский чемпион 1976 года в командной гонке на 100 км. Чемпион мира 1977 года в командной гонке на 100 км. Победитель велогонки Мира 1977 года в личном зачете и 1975, 1977, 1978, 1979 годов в командном зачете. Четырехкратный чемпион СССР в командной гонке на 100 км (1976 - 1979 годов). Чемпион СССР 1980 года в парной гонке на 50 км и в 1981-м - в гонке-критериум.

Гонка на выживание

Мальчишка налил ведро воды и, удерживая его на вытянутых руках, притаился за дверью в классе. Хотелось подшутить над приятелем на перемене. Он не заметил, как сбоку подошел учитель. "В чем дело?" - рявкнуло над ухом. От неожиданности мальчишка выпустил из рук ведро, которое спустя секунду, словно металлический колпак, накрыло голову педагога.

"Убьет", - подумал мальчишка и бросился в другой конец класса. "Убью", - заорал ошалевший от холодного душа учитель и запустил ведром в стену так, что осыпалась штукатурка. После непродолжительной погони мальчишка попытался шмыгнуть в коридор. Но тут прозвенел звонок, толпа ребят ввалилась в класс, отрезав путь к отступлению. И тогда, без раздумий протаранив окно, он сиганул с третьего этажа.

Как ни странно, обошлось без переломов. Разве что поцарапался осколками стекла да ногу ушиб. Так и приковылял домой. А в школе после того случая не показывался неделю. Звали мальчишку Ааво Пиккуус.

В этой истории весь Пиккуус. Веселый, неистовый, бесстрашный. Он и гонщиком был таким же. Дерзкий спринтер, выискивавший немыслимые лазейки для атаки. Редкий отрыв в гонке обходился без него. Не было надежнее друга, чем Пиккуус. Но в качестве соперника он становился беспощаден. Убрать с дороги мог любого.

Изображение

Пиккуус - единственный советский велогонщик, добившийся победы на трех крупнейших соревнованиях - Олимпийских играх, чемпионате мира и велогонке Мира.

* * *

В детстве он лазил с друзьями по краю двадцатиметровой стены полуразрушенной крепости, откуда потом их снимала милиция. Как-то забрался на огромный каштан, сорвался с ветки - и сломал обе ноги. В десять лет выкуривал пачку сигарет за день. Когда отец решил его наказать, Ааво босиком в одних трусах успел выскочить на улицу. И зимой, в двадцатиградусный мороз, два часа бегал по снегу вокруг дома, чтобы окончательно не околеть.

Он мог запросто проехать по узкой доске, переброшенной через горную речку. А на середине доски еще и попрыгать вместе с велосипедом, будто проверяя: выдержит ли?

"Ребенок, пробующий на ощупь пламя", - написали про него в одной книге. Точнее и не скажешь.

У отца с войны остался трофейный велосипед шведского производства. Запчастей на него в советской Эстонии, разумеется, было не найти. Но даже когда пришли в негодность тормоза, Ааво все равно продолжал на нем кататься. Наловчившись сбрасывать скорость подошвой ботинка.

На собственный велосипед он заработал в девять лет. Устроился на лето в колхоз на прополку грядок. Через три месяца получил 75 рублей. Еще червонец добавили родители - и допотопный драндулет сменился ярким "Спутником".

В тринадцать отправился в тартускую спортшколу "Калев". На первом же занятии тренер сказал новичку: "Иди помой мой мотоцикл". "Сам помоешь", - отрезал Ааво и впредь порога "Калева" не переступал. Записался в "Динамо".

Унижений Пиккуус не терпел. В сборную СССР он попал в 18. Поначалу ветераны юного и ершистого эстонца приняли в штыки. "Черт нерусский", - огрызались некоторые. "Еще услышу - врежу", - по-честному предупредил Ааво.

Угрозе "старики" значения не придали. Тогда без лишних разговоров он дал одному в лоб, а другому, поспешившему было на выручку, пригрозил подвернувшимся под руку кирпичом. С того дня оскорблений в его адрес никто не позволял.

- Я всегда умел за себя постоять, - говорит Пиккуус. - Драться по молодости приходилось часто. Трижды это заканчивалось для меня ударами ножом - в руку, ногу и живот. К счастью, серьезных последствий ранения не имели. Пронесло.

Не на шутку перепуганным друзья видели Пиккууса лишь раз. Дело было в начале 70-х, во время первой его поездки за границу. Как и большинство советских туристов, очутившись в Париже, Ааво с партнерами по команде не удержался от соблазна заглянуть на Плас Пигаль. Засмотрелся по сторонам и немного поотстал. Далее все было почти как в "Бриллиантовой руке". Подлетевшая размалеванная девица ухватила Пиккууса за рукав и куда-то потащила. Струхнувший велогонщик завопил на всю площадь: "Ребята! Спасите!" Жрица любви в ужасе отпрянула. У Ааво отлегло от сердца.

* * *

Изображение

До десятого класса по-русски он не знал ни слова. В школе по этому предмету у него была твердая "двойка". Дома все говорили на эстонском. С русскоязычной детворой, которая жила возле военного аэродрома на окраине Тарту, Ааво тоже не общался.

Все бы ничего, но в 69-м его пригласили в тренировочный лагерь в Алахадзе. Туда со всей страны свозили лучших молодых велогонщиков, выступавших за "Динамо". Из самолета в адлерском аэропорту Пиккуус вышел в полной растерянности.

- Шагаю и думаю: "Как же мне дорогу на Алахадзе-то спросить?" Сформулировать эту фразу на русском мне было не по силам. Ей-богу, развернулся бы и улетел домой, но не представлял, как это сделать. В отчаянии сел на чемодан и заплакал. Люди подходили, спрашивали, что случилось, а я молчал как истукан. Ох, не знаю, чем бы все закончилось, если бы вскоре не увидел знакомых велогонщиков с московского рейса. Они на этот же сбор ехали и забрали меня с собой. Испытал такой шок, что за три недели, пока мы тренировались в Алахадзе, выучил русский. Появился потом в школе - учительница русского языка поверить не могла. "Это фантастика"! - твердила она, глядя, как я бойко шпарю на великом и могучем.

Правда, иногда его все-таки ставили в тупик. На сборе, проходившем в родной республике, как-то включил телевизор. Шел эстонский фильм. С интригующим в переводе на русский названием - "Безветрие". О подобном словечке, однако, Пиккуус прежде не слыхивал. И когда товарищи по сборной СССР поинтересовались у него: мол, что за кино, как называется, Ааво простодушно выдал в ответ: "Ни хрена не дует". Вся команда рухнула от смеха, а к Пиккуусу прозвище - "Ни хрена не дует" - приклеилось намертво. На него, впрочем, он не обижался.

* * *

Пиккуус стал самым молодым шоссейником, получившим звание заслуженного мастера спорта. Ему это удалось в 20 лет - благодаря победе в командном зачете на велогонке Мира. Годом ранее был шанс выиграть и в личном - и это в дебютный сезон! Не сложилось.

- После нескольких этапов я опережал всех на две с половиной минуты. А затем меня "раздел" Горелов. Дал победить поляку Шозде, а сам доехал вторым. Лидера вообще-то надо охранять - это закон гонки. Опытный Горелов же, видимо, рассудил: ну чего я буду на какого-то пацана пахать, - и умчался вперед с конкурентами. Он работал только на себя. Такой характер.

Два года подряд нашей четверке шоссейников в составе Владимира Каминского, Ааво Пиккууса, Валерия Чаплыгина и Анатолия Чуканова не было равных в командной гонке на 100 километров. В 76-м - на Олимпиаде в Монреале. В 77-м - на первенстве мира в Венесуэле.

- В Монреале на разминке говорю ребятам: "Давайте прямо со старта рванем так, что соперники ахнут. Пусть нас догоняют, а не мы". На том и порешили. Сразу взяли высокий темп, ушли в отрыв и, главное, сумели его удержать. План сработал на все сто! Серебряных призеров, поляков, в итоге обошли на двадцать секунд. Там, на Играх, не совсем понимал, что мы сотворили. Осознал уже в Тарту, когда на Ратушную площадь меня высыпал встречать чуть ли не весь город. Мурашки бежали по коже. Я ведь оказался первым олимпийским чемпионом из Тарту.

Изображение

Легких гонок в велоспорте не бывает. Особенно если речь идет о командной стокилометровой гонке. И все же именно о венесуэльской трассе многие отзывались коротко - ад. Вот где действительно была пытка. Абсолютно неподвижный воздух и "плюс" 43. В тени!

"Скорая" штабелями подбирала гонщиков с тепловыми ударами вдоль шоссе. За 25 километров до финиша эта участь постигла Чаплыгина. Пиккуус, у которого начало сводить ноги, едва держался в седле.

- Есть старый способ, как избавиться от судороги, известный всем велогонщикам. Нужно в мышцу воткнуть иглу. От номера, прикрепленного на майке, я вытащил булавку и резко всадил ее в ногу. Больно, конечно, кровь течет, а что делать? Чапа отстал, больше потерь мы не могли себе позволить.

За пару километров до заветной черты Ааво отключился. Педали крутил на автопилоте. Как финишировал - не помнит. Очнулся оттого, что его кто-то тряс и пытался стащить с велосипеда. А он, не слезая, вцепился в боковое зеркало припаркованной рядом "технички". Разжать пальцы было невозможно. Страшно хотелось пить. Пиккуус набрал горсть льда и запихнул в рот. "Это было ни с чем не сравнимое наслаждение", - вспоминает он.

Наши "привезли" итальянцам более двух минут. Результат, при тех-то условиях, - феноменальный!

* * *

Незадолго до смерти у Капитонова поинтересовались, кого из плеяды великих гонщиков 70 - 80-х он чаще вспоминает.

- Пиккууса, - ответил легендарный тренер и спортсмен. - Весь ободранный как кошка. Но если уж едет, то едет по-настоящему.

На велогонке Мира-77 Пиккуус ошеломил всех. Тем, что лидировал в личном зачете с первого до последнего дня, повторив аналогичное достижение чеха Яна Веселы тридцатилетней давности. И тем, что делал это вопреки всему. Сам позже признавал - до Праги, где финишировала гонка, еле дополз.

Его желтая майка лидера была изодрана в клочья. Травм после падений набралось столько, что в какой-то момент врачи собрались снять Ааво с гонки. Капитонов парня отстоял. Пиккуус же заявил медикам: "Поеду дальше". Хотя при взгляде на него сжималось сердце.

Во всю левую ногу - от пятки до бедра - тянулся бурый след. Он ободрался так, что на кости практически не осталось мяса. По ночам ворочался, бредил. Каждый вечер в гостинице начинался с того, что Чаплыгин вбивал в стену здоровый гвоздь и подвешивал к нему перебинтованную ногу Пиккууса. Иначе заснуть не получалось. "Его организм работает в долг", - вздыхал Капитонов.

Наступил заключительный этап. Пиккуус по-прежнему удерживал первое место. На втором, отставая на 16 секунд, находился Владимир Осокин. Отрыв от третьего призера достиг пяти минут, что, понятно, уже не отыгрывалось. Победитель получал ключи от "шкоды". И вдруг Осокин предложил: "Ты мне машину - а я тебе даю выиграть. Либо выигрываю сам".

Для него, с учетом изможденности Пиккууса, вырвать победу, наверное, труда и впрямь не составляло. Но Осокин всю гонку пребывал в тени, избегая травм и выезжая на спине лидера. А Пиккуус постоянно на виду, ему гораздо труднее. И расплачиваться порой приходилось за чужие ошибки. В том числе своими падениями.

Команда Осокина не поддержала. Капитонов напирал на совесть и устроил ему разнос, после чего слег с сердечным приступом.

Пиккуус остался первым. Бережно храня в памяти имена тех, кто пришел ему на помощь.

- Без партнеров, в особенности без Гуся (капитан сборной Александр Гусятников. - Прим. А.К.) и Чапы, я точно ничего не добился бы. Одиночка в гонке не воин.

* * *

При этом с тем же Гусятниковым отношения у него не всегда были гладкими. На правах капитана тот, случалось, выговаривал Пиккуусу:

- Нельзя так бесшабашно ездить. Ты тратишь уйму сил на бесконечные рывки, а надо сделать один - зато успешный.

- Все равно уеду, - хмурил брови Ааво. - Хоть сто раз дернусь, а уеду. Потому что, если не буду атаковать, всю жизнь проторчу на вторых ролях.

Оттого в гонке ему перепадало на орехи, пожалуй, больше всех.

Изображение

Пиккуус, напомню, представлял "Динамо". Гусятников и львиная доля сборников, включая Капитонова, - ЦСКА. Лютая борьба между этими ведомствами велась на всех спортивных фронтах. Велогонки не исключение. Ааво предлагали перебраться под армейское крылышко, однако неизменно натыкались на отказ.

- "Звездочки" - они и в "Динамо" "звездочки". Да и повольготнее у нас жилось. А в Вооруженных силах все сводилось к крику и приказам. Доходило до абсурда. Например, поехал с нами на зарубежную гонку какой-то майор из ЦСКА. И вот, качу на жилах в гору, а он орет с обочины: "Я, майор Советской армии, приказываю тебе: сильнее работай! Сильнее!" - "Да пошел ты, - рассмеялся ему в лицо. - Без тебя разберусь. Я динамовец, а не армеец"... Потом этот майор удивлялся: "Как же тебя в сборную взяли, если ты не армеец?!" Такие были времена.

* * *

Пиккуус ушел из велоспорта непростительно рано - в 27. Говорит, пресытился гонками. Все, что можно было, - давно выиграл, дальнейших перспектив не видел. Последней каплей стало вот что.

В 80-м Национальный олимпийский комитет Италии обратился к председателю Спорткомитета СССР Сергею Павлову с неожиданным предложением: присылайте на следующий год к нам на "Джиро д'Италия" своих ведущих гонщиков под флагом сборной.

Идею одобрили. Закипела работа. На всякий случай под грифом "секретно".

Весной 81-го тренеры сборной во главе с Капитоновым готовили два состава. Один - для участия в очередной велогонке Мира. Другой - для "Джиро", куда вошли зубры - Пиккуус, Сухорученков, Гусятников, Чаплыгин... Все предвкушали схватку с матерыми профи.

Невесть как об этом прознали в ГДР. Восточным немцам стало обидно - советские гонщики поедут на "Джиро", а чем же, спрашивается, наши парни хуже? И наябедничали по партийной линии: дескать, СССР нарушает Олимпийскую хартию, которая в те годы запрещала контакты любителей и профессионалов. Последовал звонок в ЦК. На следующее утро билеты в Италию, которые уже успели раздать гонщикам, пришлось нести обратно.

Пиккуус загрустил и объявил, что переходит в авторалли. Его друг Каминский покрутил пальцем у виска. "Спорим на ящик коньяка, что я войду в сборную Союза?" - выпалил Ааво.

Он не привык бросать слова на ветер. Три года спустя Каминский привез в Тарту коньяк новоиспеченному члену сборной СССР по автогонкам Ааво Пиккуусу.

Изображение

Ааво считался одним из сильнейших раллистов страны, так что о расставании с велоспортом повода жалеть не было.

- Для меня автогонки были и страстью, и хобби. На машине-то по городу раньше так гонял, что у меня за год 18 раз права отобрали! Если бы не знакомый эстонский министр, который из ГАИ их исправно возвращал, я бы небось на взятках разорился.

* * *

Беда подкралась незаметно. Несколько лет назад у него начало ухудшаться зрение. Обследование в больнице повергло в шок - врачи диагностировали злокачественную опухоль мозга. После двух тяжелейших операций новая напасть - диабет.

"Вам необходим препарат сандостатин ЛАР", - сказали в больнице. Один укол в месяц. На протяжении трех лет. Вот только каждая ампула обходится в 1100 евро. То есть для полного курса лечения требуется порядка 40 тысяч евро. Сумма для Пиккууса астрономическая.

Порвав со спортом, он открыл в Тарту магазин автозапчастей. Дела шли неплохо. Товар хранился в гараже.

Однажды у соседа вспыхнул пожар. Огонь по деревянным перекрытиям мгновенно добрался до гаража Ааво, где лежали триста новеньких покрышек и полторы тонны масла. Когда все взлетело на воздух, едва не сгорело полквартала. А Пиккуус, разглядывая пепелище, понял, что отныне он банкрот.

Устроился тренером в спортшколу. Работа с детьми, несмотря на копеечную зарплату, была в радость. Но болезнь отняла и это.

- За мальчишками нужен глаз да глаз, а у меня такой возможности сейчас нет. Стоит загреметь в больницу - вся группа разбегается, потом не соберешь... После уколов мне становится намного лучше. Реально чувствую себя другим человеком. От диабета вообще избавился за четыре месяца! Пока не кончились сбережения, лекарство принимал регулярно.

А кончились, к сожалению, быстро. Пиккуус даже был вынужден забрать из Эстонского музея спорта свою золотую олимпийскую медаль. Он заложил ее, чтобы покрыть счета на лечение.

В Эстонии олимпийские чемпионы с 53 лет получают ежемесячное пособие в размере 10 тысяч крон (около 650 евро). С недавних пор в виде исключения его выплачивают и 51-летнему Пиккуусу.

На эти деньги можно жить. Однако как накопить на лекарство? К тому же у Ааво большая семья - три дочки и сын.

Несмотря на удары судьбы, которым не видно конца и края, жалоб от Пиккууса не услышишь. Наоборот, при общении с ним тебя сразу обдает волной обаяния и безграничного юмора. Где легкий матерок прекрасно уживается с врожденной прибалтийской утонченностью...

- Меня не забывают, и это самое главное. Друзья по всему свету разлетелись - кто в России, кто в Америке, но мы перезваниваемся, связи не теряем. Гусятников, к примеру, прошлой осенью приезжал в Тарту, помог организовать мой юбилей. Душевно посидели... А страха перед смертью нет. Привык, наверное. Это как борьба с ветряными мельницами. Поэтому я просто живу. Сколько отпущено Богом.

* * *

Когда прощались, он подарил мне свою книгу, изданную специально к 50-летию. Вывел фломастером на обороте: "На память от Ааво". И нарисовал забавную фигурку.

- Что это? - спросил я. Пиккуус улыбнулся и подмигнул:

- Это я. На велосипеде. Как обычно, несусь в атаку кверху задницей.

Дай вам Бог здоровья, Ааво! И терпения...

автор: Александр КРУЖКОВ (Москва - Тарту)
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Чемпионы прошлых лет

Сообщение Gotty » 17 июл 2011, 09:05

Владимир КАМИНСКИЙ

Изображение

КАМИНСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ 1950, Минск.
Олимпийский чемпион Монреаля-76 по велоспорту в командной гонке на шоссе.

***
Родился 18 апреля 1950 г. в д. торфозавод «Цна» Минского района Минской области.
Заслуженный мастер спорта.
Чемпион Игр XXI Олимпиады в Монреале (Канада) 1976 г. в командной гонке на шоссе.
Чемпион мира 1977 г.
Серебряный призер чемпионатов мира 1974, 1975, 1978 гг.
Награжден орденом «Знак Почета».
Первый тренер – Александр Сергиенко.

Владимир вырос в сельской местности. Учился в Дубовлянской средней школе, которая находилась в двух километрах от родной деревни, а в свободное время гонял в футбол и катался на велосипеде. Окончив восемь классов, поступил в Минский электротехникум связи. Первый курс мог бы не оставить отпечатка в памяти, если бы не «двойка» в зачетке по физкультуре. Не одолел нормативы по гимнастике. И чтобы хоть как-то реабилитироваться в глазах сверстников, на втором курсе он решил записаться в секцию лыжного спорта. Снег растаял, сады зацвели, и Володю, видимо, по семейной традиции, потянуло в велоспорт. Старшие братья – Леонид и Анатолий – известные в республике велосипедисты его инициативу не поддержали: «Попробовать конечно, ты можешь, но через неделю все равно бросишь». А мама заявила категорически: «Третьего велосипедиста в семье я не вынесу».
В велосекцию общества «Спартак» Володю Каминского привел его земляк. Неделя тренировок в группе Александра Семеновича Сергиенко пролетела незаметно. К велоспорту Володя не охладел, и тогда все члены семьи стали самыми преданными его болельщиками.
Владимир Каминский никогда не отличался лидерскими качествами среди однокашников. Однако авторитетный специалист Леонид Степанович Корбут, под опеку которого он попал в 1968 году, терпеливо ждал, что со временем парень помчится по шоссе с невиданной скоростью.
В 1973 году белорусский спортсмен приехал на установочный сбор, где кандидаты в сборную СССР бок о бок крутили педали с чемпионами мира и Олимпийских игр. На трассе Володя старался не отставать от группы грандов. Но за обеденным столом, как казалось многим, вел себя несколько странно: даже не делился по-братски, а просто отдавал товарищам и конкурентам ценнейшие для велосипедистов продукты – мясо, рыбу, яйца. Такую щедрость не упустил из вида врач и доложил главному тренеру сборной СССР. Виктор Арсентьевич Капитонов возмущенным тоном отчеканил: «Ты знаешь, сколько человек ждут своей очереди за твоей спиной?.. Мне в команде гонщики-вегетарианцы не нужны!»
К числу тренерских любимчиков Володя никогда не принадлежал и особо об этом не сожалел. Но в тот раз он четко уяснил, что назревает нешуточный конфликт. Избежать его можно было, только изменив свои вкусы и принципы, т. е. питаться тем, что дают, пусть даже эта еда кажется противоестественной по природе. И за ужином он уже ел все, что было предложено.
Командная гонка в велоспорте – дисциплина весьма специфическая. И чтобы дружно доехать до финиша на тяжелейшей 100-километровой дистанции, все четыре спортсмена должны были научиться не только действовать в унисон, но и не дать возможности соперникам разгадать их тактические задумки. Чтобы создать одну мощную четверку в сборной СССР, тренерский штаб ежегодно готовил не менее двенадцати человек.
В 1974 году Владимир Каминский вошел в состав участников чемпионата мира в Канаде. На автостраде «Транс-Канада» в 30-градусную жару плавился асфальт. Советские велогонщики вместе с Владимиром финишировали втроем, что допустимо по правилам соревнований. Четвертый участник перегрелся и, не дотянув 13 км, стал значительно отставать, но все же нашел силы, чтобы закончить дистанцию. А затем, стоя на пьедестале, потерял сознание. Это было первое мировое «серебро» Владимира Каминского. Но какое! Всего 2 секунды советские велосипедисты уступили шведам.
Спустя год и сам Владимир подвергся жестоким испытаниям на одном из этапов многодневной групповой гонки «Молочного тура» в Англии. Примерно на 60-м километре на дорогу выбежала овца. Белорусский велосипедист столкнулся с ней на приличной скорости и, когда пришел в чувство, понял, что его тащило по шоссе не менее 20 м. Вскоре притормозила техническая служба. Англоязычный механик поинтересовался самочувствием велосипедиста. На обдумывание деталей времени не отводилось. Убедившись, что обе ноги в состоянии крутить педали, он понял: надо срочно садиться на велосипед и ехать дальше, ведь за каких-нибудь 10 секунд конкуренты уходили в отрыв.
Оставшуюся часть дистанции Владимир боролся больше с собой, чем с соперниками, а после финиша оказался на операционном столе. Британские медики тщательно зашили ему раны на голове и ноге. Уже через неделю он вышел на старт чемпионата СССР.
На чемпионате мира в 1975 году в Бельгии сборная команда СССР вновь доехала к серебряной ступени пьедестала втроем, уступив победителям из Польши всего 5 секунд.
Олимпийская трасса в Монреале-76 уже была знакома Владимиру Каминскому по чемпионату мира-74. Компанию в той незабываемой гонке ему составили россиянин Валерий Чаплыгин, украинец Анатолий Чуканов и эстонский спортсмен Ааво Пиккуус. Драматическая ситуация возникла прямо на старте. Судья заметил, что форма не соответствует заявленному образцу. Грозила дисквалификация. Всего 3 минуты отводилось на то, чтобы исправить упущение. Этого оказалось достаточно, чтобы подвернуть рукава и воротнички. В тот день даже 30-градусная жара не могла помешать Владимиру Каминскому и его партнерам финишировать с «золотым» результатом. Причем советская команда лидировала на протяжении всей сотни километров и опередила прошлогодних победителей из сборной Польши на 20 секунд.
Накануне Олимпиады 1980 года Владимир Каминский стал чемпионом СССР и имел шанс на участие в Играх. Но другие претенденты были значительно моложе, им-то Виктор Капитонов и доверил право завоевывать награды.
Советские велосипедисты в командной гонке на Олимпиаде в Москве стремительно неслись к своей золотой награде, в то время как Владимир переживал все перипетии, сидя у экрана телевизора, но чувствовал свою причастность к этим событиям и был искренне рад за команду.
А в составе сборной СССР Владимир Каминский был еще несколько лет. Правда, уже не как спортсмен, а как член комплексной научной группы. Потом защитил кандидатскую диссертацию и остался работать на кафедре велоспорта в Белорусском государственном университете физической культуры. Кроме завидных спортивных и научных достижений он добился значительных успехов и в тренерской работе. За период, когда Владимир Владимирович возглавлял национальную сборную Беларуси (с 1996 по 1999 г.), отечественные велосипедисты поднялись с 48-го до 6-го места в мировом рейтинге.

***

Изображение

Говоря о себе, Владимир Владимирович признается: “Я не ставлю цели равномерно распределить силы по жизненной дистанции”. Он всегда пренебрегал расписанием, любил экспромты, поддавался душевным порывам и совершал безрассудства. Но по встречной полосе никогда не ездил. Оставаться человеком с позицией, бунтарем, соблюдающим “ПДД”, непросто. И хотя Каминский не раз убеждался, что инициатива наказуема, именно этим он и интересен читателям “ПБ”.



— Отметка “55” чем-нибудь примечательна на 100-километровой дистанции, где вы гонялись?

— Несмотря на то что жизнь становится во всех смыслах сложнее, о возрасте не задумываешься и ведешь отсчет в обратной последовательности — 45, 40, 35. Пятьдесят лет прошло, наступил новый поворот, идешь на финиш. Так что мне осталось сорок пять.

— Какой километр на “сотке” самый тяжелый?

— Стайерскую дистанцию у нас всегда делили на четыре “двадцатьпятки”. Наиболее трудный — последний отрезок. Исходя из этого и строили тактическую борьбу: где-то проехать спокойнее, где-то быстрее. Или рвануть со стартовой полосы, с первого миллиметра, а затем ехать, насколько хватит сил. Или начать сдержанно, а закончить сильно. Поляки в Монреале нам как проиграли: к середине дистанции мы создали преимущество в минуту с небольшим, хотя в итоге от этого запаса осталось 20 секунд.

— Можно считать, что победа на Играх-76 для вас пик счастья?

— Помните, что Ленин сказал в Смольном в 1917-м? Великая Октябрьская социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась. Так и Олимпиада для меня. Поскольку накануне на чемпионатах мира мы шведам и тем же полякам проигрывали считанные мгновения, а здесь финишировали с запасом в 20 секунд, гонка в Канаде показалась легкой прогулкой. Вообще же человек чувствует себя счастливым, когда в его жизни происходят приятные события. Это и первая любовь, и женитьба, и рождение детей.

— Вы задумывались над тем, кем могли бы стать, не будь в вашей судьбе велоспорта?

— В свое время получил специальность техника-электрика проводной связи, закончил техникум на улице Подлесной, теперь это Петруся Бровки. Сегодня связисты — сплошь работники МТС, так что я нормально поднялся бы. (Смеется.) А может, проводил бы телефонную связь, занимался электрификацией деревень.

— Спорт не помог вам сколотить состояние?

— Мои года — мое богатство, как поет Вахтанг Кикабидзе. А еще друзья, которые помогают в тяжелые моменты. Чтобы в Союзе разжиться квартирой, машиной, надо было отсылать в Совмин письма: резолюции, ходатайства, характеристики. Дескать, заслуживает, достоин. Став олимпийским чемпионом, я тоже написал заявление на авто. Тогда граждане стояли в очереди на покупку машины по семь-десять лет. Минул 77-й год — ничего. Человек, который этим вопросом занимался, пообещал: будет тогда-то. Через пару месяцев опять отговорка: знаете, у нас тут динамовский футболист заканчивает, пропускаем его вперед. Потом кто-то из известных спортсменов переехал в нашу республику, надо его уважить. В 78-м я пошел на прием к Ливенцеву и заявил: “Вы мне скажите, что дадите через десять лет, чтоб я жил спокойно и не дергался”. Виктор Ильич в ответ: “Ты ж гоняешься, зачем она тебе?” — “Просто хочу знать конкретно”. Ведь не будешь же каждый день обивать пороги. Один раз удалось сорваться со сборов, а собрался во второй — мне Виктор Капитонов, главный тренер сборной СССР, говорит: “Ты уже в другую сторону смотришь”. Дескать, погнался за материальными благами. А у меня всего-то и было, что комнатка в двухкомнатной квартире, где стояла кровать.

— Капитонов — это ваш “злой гений”, преградивший дорогу в олимпийскую сборную в 80-м?

— Недавно его не стало... Та история 25-летней давности не отразилась на наших отношениях. Единственное, я не выполнил государственную задачу — не попал на Олимпиаду как представитель Белоруссии. А собственное самолюбие не пострадало. Весть о том, что в 79-м тренерский совет не включил меня в состав сборной СССР, воспринял спокойно. Вердикт был такой: Каминский отлично поработал, но он спортсмен возрастной. Сейчас, мол, новые скорости. Поэтому отдадим ему должное, однако в команде нужны другие люди. Свою состоятельность доказал, выиграв чемпионат Союза, где мы “вышли” из двух часов. Побеждал на контрольных прикидках — 20 километров на время.

— Призовым, премиям нынешних призеров Игр завидуете?

— Радуюсь за них. Более того, наша страна в этом плане может действовать еще смелее. В 96-м году в Атланте руководство Латвии посулило своему олимпийскому чемпиону пятьсот тысяч, ничем особенно не рискуя. Так и вышло: деньги остались в казне. Поэтому мы тоже можем обещать баснословные суммы. Я хочу коснуться другой темы. Президент, обращаясь к народу, сказал, что на спорт выделяется денег достаточно. Понятное дело, люди эту информацию приняли к сведению. Недаром Иванкову “предъявили счет”, сколько государство затратило на его подготовку. Однако руководитель страны после слова “достаточно” поставил точку. И это можно трактовать как угодно: “хватит”, “довольно” либо “в необходимой мере”, “в нужном количестве”. Как говорится, о великий и могучий русский язык. Например, я это понял так: достаточно для того, чтобы было существующее положение дел.

Сегодня на спорт от ВВП идет 0,32 процента, столько же, сколько и на культуру. Правда, министр Сиваков, озвучивая эту цифру с трибуны, на порядок ошибся, перепутал десятые с сотыми, но проблему он обозначил: мало. Вернемся к тому, что во времена Советского Союза на физкультуру и спорт из бюджета выделялось 0,54 процента. Когда распался СССР, в Беларуси этот показатель уменьшился в два раза, до 0,27, что тотчас дало о себе знать. Спортшколы оказались только на зарплатах, материального обеспечения никакого, учебно-тренировочный процесс упал. То есть, если сравнивать с производством, налицо нарушение технологического процесса. Я когда-то проходил практику на заводе и многому научился. Приходит бригадир, интересуется, как организовано рабочее место, допустим, токаря. Должны быть резцы, очки, иначе его не допустят к работе. А во многих видах спорта рабочее место тренера не организовано, нет элементарного.

— Что собой представляет среднестатистическая велосекция?

— Как правило, все расположены в подвальных помещениях. Выезжать не на чем, горюче-смазочных материалов не хватает. Только столичная динамовская база после ремонта смотрится красиво. Но все равно она не функциональна, не соответствует эталонам специализированного спортсооружения: нет хранилища велосипедов, мастерской, массажных кабинетов. Ребенка должен привлекать внешний вид. Если он приходит в разруху и начинаются сплошные поборы — попроси у мамы денег на то и это, — надолго он там не задержится, пойдет в компьютерный клуб или на дискотеку. А ведь это борьба за детей. Сколько их у нас? Несколько миллионов, на которых приходится примерно четыреста спортивных школ. Пусть в них занимается порядка 130 тысяч. Выходит, ищем таланты среди семи процентов ребятишек. Стало быть, чтобы найти новых Щербо, Ходотович, Цилинскую, тренерам надо работать очень точно, без права на ошибку: выборка маленькая.

Я уже не говорю об общеобразовательных школах. Не раз доводилось участвовать в акциях, организованных представительством НОКа по Минской области. Хорошее дело, его и губернатор поддержал. Купили футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи и раздавали их в Заславле, Червене, других городах и городских поселках. Так вы бы видели, как учителя благодарили! Новый инвентарь за счастье. Но он имеет свойство изнашиваться. На пару лет хватит, а что потом?

— Что вы предлагаете?

— За четырнадцать лет спорту добавили пять сотых процента. И, может быть, накинут еще четыре сотых. В масштабах государства, конечно, первоочередные задачи — поднимать промышленность, сельское хозяйство. Но при дележе бюджетного пирога необходимо перераспределить средства, чтобы спорту не доставались только крошки. Общество должно быть здоровым и культурным, на этой базе надо строить все остальное.

— Не оттого ли, что у Владимира Каминского всегда было свое мнение, он не задерживался на руководящих должностях?

— Оказался не готов к кабинетной борьбе. Сейчас в Белорусской федерации велосипедного спорта никакого поста не занимаю, но взносы плачу регулярно. Хотя с 92-го по 94-й был первым ее президентом, с 96-го по 99-й работал главным тренером сборной. В 2001 году написал письмо с обращением к высокому собранию не загружать президента страны олимпийскими заботами. И пресса очень постаралась представить меня в виде любителя велоспорта. Обвинила в том, что я завалил работу на всех фронтах. Между прочим, результатом “завалов” стали три золотые медали на чемпионатах мира.

— Говорят, собака лает — караван идет.

— У нас по-другому: собака лает — пелетон едет. Это повелось еще со времен изобретателя велосипеда в России Ефима Артамонова в XIX веке. Стоит появиться на дороге двухколесной машине, как собаки начинают неистовствовать. Приходилось отмахиваться от них насосами. А однажды на “Молочном туре” в Шотландии меня поприветствовала овца. Там их очень много, и одна заблудшая, как в Библии, отбилась от стада. Всякое бывало: и люди выбегали, и камнями в нас бросали (на юге едем через деревню — детям развлечение), и даже в перестрелку попадали…

— Но все же каким-никаким начальником вы являетесь — секретарем правления клуба олимпийских чемпионов.

— Пока наша организация не зарегистрирована в органах юстиции. Хотя заявление подали еще в ноябре прошлого года. Есть закон об общественных объединениях. Существует комиссия, которая дает разрешение на регистрацию. Туда входят очень солидные люди: министры, депутаты. А вот распорядок ее работы не регламентирован — может собраться два раза в неделю, а может раз в полгода.

Инициатором создания клуба стал четырехкратный олимпийский чемпион Виктор Сидяк. И дело он задумал благое. Мы хотим во весь голос заявить о своей невостребованности. Это касается тех, кто заканчивает профессиональную карьеру в спорте, в том числе и заслуженных тренеров. Они сразу становятся ненужными. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Хотя у чемпионов огромный опыт и знания. Когда собрались и разговорились, оказалось, что у всех, за редким исключением, был одинаковый финал. Может быть, Александр Медведь, еще один-два человека выбиваются из общего ряда. В лучшем случае следовали торжественные проводы по линии спорткомитета или родного общества, но чаще всего не было и этого. Взять тех же фехтовальщиков, оттрубивших четыре Олимпиады. Они заканчивали под сорок лет. Хорошо если с погонами, тогда полагалась пенсия. А меня как профсоюзного спортсмена на довольствие никто не ставил, не было возможности устроить даже тренером.

В тридцать лет я, выпускник института физкультуры с красным дипломом, оказался не у дел — молодым специалистом, которому только надо изучать профессию. Это сейчас я профессор на кафедре велоспорта университета физкультуры, а в сорок был младшим научным сотрудником, собирал материалы для кандидатской.

Дальше шла представительская миссия. Из года в год одно и то же: выйти к трудящимся, рассказать о своих славных победах. На праздниках — парад, знамя, колонны. Не было такого, чтобы руководитель спортивной отрасли сказал: “Ты очень ценный специалист, у тебя такой богатый опыт. Что сделать, чтобы ты мог воспитывать себе преемников? Как организовать твою работу, чтобы остался в спорте?”

— Стало быть, вы ратуете за то, чтобы черным по белому было записано: обеспечить олимпийским чемпионам социальный статус, помочь с трудоустройством…

— …подобающим его званию. Найти работу не проблема, иди работай с детьми. Вон Олег Логвин в велоспорте устроился в спортивную школу. Быстро сориентировался и ушел в бизнес. Правда, рокфеллером не стал, может, и с долгами до сих пор не рассчитался.

— Вам можно поставить в заслугу тот факт, что Наталья Цилинская не завершила карьеру?

— Я был одним из тех, кто способствовал ее возвращению. Хочу рассказать об одном эпизоде, иллюстрирующем косность нашей спортивной системы. Цилинская в 93-м году заняла на взрослом чемпионате мира пятое место, а следом шел юниорский, и ехать надо было в Австралию. Я тогда был президентом федерации. Гостренер в это время находился в отпуске, а в спорткомитете разговор был коротким: “У нас нет в календаре этих соревнований”. Деньги не заложены, смету не составить, а на нет и суда нет. Мы нашли спонсоров, поехали вдвоем. Наташа выиграла бронзу. Но поездочка была еще та. В аэропорт прилетели ночью, куда направляться, не знаем. В четыре утра местный таксист довез до трека. Вышла охрана, вызвала своего сонного командира. Тот явился в майке и трусах, забрал нас к себе домой. У него мы переночевали, если это можно так назвать — в четыре легли и в восемь уже были на ногах. Наташа провела одну тренировку, и уже назавтра состоялся заезд на 200 метров. Если бы прибыли на Зеленый континент заблаговременно, она взяла бы золото. С такой акклиматизацией о первом месте нечего было помышлять.

Когда-то в министерстве я говорил: “Так нельзя. Это же не движение солнца: взошло — наступило утро, скрылось за горизонтом — вечер”. И то, оказывается, ось земли “болтается”, отклонена на один-три градуса. Но стену лбом не прошибешь: никаких крутых поворотов, все плавно, потихоньку, эволюционным путем. Сегодня дали рубль, завтра дадут рубль десять копеек... Правда, когда вернулись из Австралии, удалось движение небесного светила изменить. Согласились принять финансовый отчет у спортсменки, не у меня.

И по сей день сложно вносить какие-то коррективы. А ведь что такое спорт? Это постоянное движение. Сейчас что-то не можем приобрести, а завтра уже поздно, да и не нужно. Люди, работающие в спортивной отрасли, сами становятся заложниками устаревшей системы. Взять хотя бы Олимпийские игры в Афинах. На старт Цилинская вышла в донельзя заезженных перчатках. Я сначала подумал, что это суеверие. Оказалось, нет. В свое время выделили средства — купили. А перед Грецией денег не было. Стоят же они долларов восемьдесят. Спрашивал потом у Наташи, она пожаловалась на нерасторопность снабженцев. “Ну так, милка, — говорю, — у нас и по-крупному нестыковки бывают. Финансирование нередко опаздывает”. Так и в остальном. Схема, выстроенная в советское время, конечно, хороша, фундаментальна. Но она уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. А косметический ремонт в виде создания РЦОПов, смены вывесок коренным образом ничего не меняет. Поэтому мы и будем показывать результаты на свои 0,32 процента.

— Жаль, что Наталья не взяла в Афинах два золота. Был бы у вас обещанный трек.

— Действительно жаль, потому что она должна была это сделать. Была к этому готова, и ситуация складывалась благоприятно. Но одну золотую медаль Цилинская проиграла еще до старта, потому что технические характеристики ее велосипеда не позволяли ей бороться с австралийкой. Надо было заранее, за год до Афин, сесть за аэродинамический руль, приноровиться к совершенно другой посадке. Когда Анна Мирс выстрелила на “мире” в Австралии в 2004-м, уже стало ясно, что в Греции придется сложно. Результаты Цилинской в спринте опять же показывают, что она была готова очень хорошо. Ей следовало проиграть на старте самой слабой спортсменке, через заезд надежды добраться до финала и только там встретиться с россиянкой Тамилой Абассовой. То есть в конкретной ситуации у нее могли быть две медали, бронзовая и золотая. Считаю, тренер принял неправильное тактическое решение. Из-за этого Наташа уже в четвертьфинале вышла на Гранковскую. Светлана оказалась победительницей только в матчевом заезде с Наташкой, всем остальным она проиграла.

В Пекине подобного расклада может и не случиться. Через три года хозяева Олимпиады подготовят ей двух-трех китаянок. Я беседовал с Вячеславом Соловьевым. К сожалению, он считает мои доводы по проблеме аэродинамики несостоятельными. К тому же начался новый цикл, Цилинской нужно отдохнуть, создать базу. А тут как бы по-прежнему идет гонка за медалями. Все по накатанной, не видно новой работы. Опять же возраст поджимает. Значит, в 2008-м уже можно и третьей не оказаться.

— Наталье по силам было и на “мире” в США взять не одну медаль. Дисквалификация в спринте была правильной?

— Мы обсуждали этот момент с ее бывшим тренером Германом Сергеевичем Хлопиковым. Она похулиганила, сделала “рыбий хвост” — “болтанула” задним колесом, чтобы испугать Керри Мирс. Та не просто испугалась, а прекратила борьбу. Наталья на мгновение вышла из коридора, что и подтвердил видеоповтор. Получилось, сама себя наказала. А так наша гонщица, конечно, гораздо сильнее сестры олимпийской чемпионки. Что поделать?! Наташа очень щедрая и не забирает все, что ей принадлежит.

— И все же о треке. Сложись все удачно, выгорело бы дело?

— Думаю, очередь до него дошла бы не скоро. Вы же знаете, планируется возвести два ледовых дворца, чтобы проводить чемпионат мира. Замахнулись на строительство конькобежного стадиона. Когда-то, конечно, трек появился бы. Но дело в том, что наш вид спорта, по мнению чиновников, непривлекателен. Это не футбол и не хоккей. Хотя по данным ЮНЕСКО равных по популярности ему нет.

— И последний вопрос. Раскройте секрет вашим студентам: какие самые длинные “хвосты” имел профессор Каминский?

— Труднее всего далось фотодело в институте, хотя я сам увлекался фотографией. Но преподаватель попался принципиальный, подполковник в отставке. И я был вынужден пять раз ходить на зачет.
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Чемпионы прошлых лет

Сообщение Gotty » 17 июл 2011, 09:16

ГОНКА С ТЕНЬЮ

отрывок из книги Владимира Кучмия, написанной, что называется, по свежим следам.

Изображение

Сзади визжат тормоза. Кто-то чертыхается, кто-то стонет: "Завал!" Огромная группа, шатаясь из стороны в сторону, по узкой трассе объезжает израненные машины и тех, кто очутился на асфальте.

Шел всего лишь третий круг олимпийской гонки, и Сухорученков молил судьбу, чтобы она уберегла его и ребят от "завала". У них были далекие стартовые номера, и они начинали путь в самой гуще гонщиков из 32 стран. Выбраться из этой толчеи было занятием рискованным. То и дело какой-нибудь лихач норовил на скорости юркнуть в крохотный просвет, распугивая караван, под кем-то глухо взрывались трубки, будто лампочки от высокого напряжения, а иные просто шли напролом, рискуя помять бока себе и другим.

Очутиться на земле в такой ситуации - сущий пустяк. А уж тогда можно поставить крест на всей гонке. 189 километров, туго связанные в узел четырнадцатью кругами, а каждый круг - подъемы, спуски, виражи. Настичь группу после падения в этом лабиринте - дело безнадежное.

* * *

"Завал" - настоящая куча-мала! - произошел на третьем круге, когда они с ребятами пробились-таки в первые ряды. Кругом творилось что-то невообразимое: кто-то лежал в кювете, кто-то ожесточенно тер ушибленное бедро, кто-то пытался влезть в седло велосипеда, метались механики, визжали тормоза судейских машин, выла сирена "скорой помощи". И тут Сергея (с перепугу, что ли?) кольнула шальная мысль: сбежать! Сбежать немедленно, сейчас же!

Он вполне отдавал себе отчет в том, что его затея по всем законам логики абсурдна и скорее всего обречена на провал. Отрываться слишком рано: еще свежи соперники, еще слишком долог путь до финиша. Но он отдавал себе отчет в том, что так же рассуждают сейчас и соперники, что его действия будут для них подобны шоку.

* * *

Ноги сами собой жмут на педали, машина бежит под ним легко, а шины шуршат весело. Вперед, вперед! На подъеме Сухорученков оглядывается на прощание, чтобы оценить произведенный эффект. Теперь ясно, что его расчет оправдался. Он видит испуганные глаза итальянца Джакомини, который тщетно пытается штурмовать горку - машина будто прилипла к асфальту. Видит, как швейцарец Глаус мечется от бровки к бровке, стараясь объехать кучу-малу. Видит всю четверку ГДР во главе с Людвигом - их майки стального цвета, пузырясь на спинах, мелькают где-то в хвосте каравана. Видит всех главных именитых соперников, чьи шансы накануне гонки котировались особенно высоко. Каково-то им теперь?

И наконец, прежде чем миновать вершину горки, он успевает заметить, как от группы отделяется Баринов, как по правой стороне трассы рвется мимо низких кустарников и как за его спиной маячит красно-белая майка кого-то из поляков. Номера Сергей не видит, но в последний момент узнает скуластое, высушенное гонками лицо поляка Чеслава Ланга. Тот юлой извивается в седле, а из-под шлема блестят испуганные глаза - ну прямо размером девять на двенадцать.

Трое, не глядя друг на друга, стремительно бегут от погони. Когда они, скатившись по склону, въезжают в стартовый городок, там царит оживление - рация уже успела донести об их отрыве. Но и среди шума Сергей различает громовой голос Капитонова:

- Что делаете?! Рано!

И вслед - требовательное, жесткое:

- Берегите силы!

Но их уже не остановить. Трое работают исправно. Скорость растет. Растет и отрыв от каравана - минута, две, три. Эту информацию они получают от тренеров, стоящих вдоль трассы. Есть и другие признаки того, что в караване согласия не наблюдается. На пыльной обочине все чаще мелькают знакомые лица гонщиков. Одни понуро волочат за собой велосипеды, другие лежат в траве, бессильно раскинув руки. Жара - она выбить из седла может даже двужильных. Проезжая в очередной раз стартовый городок, Сухорученков замечает в сторонке, у торговой палатки, двоих парней. Они стоят, облокотившись на велосипеды, еще не сняв стартовые номера и шлемы, и беззаботно слизывают эскимо с длинных палочек. Для них гонка уже закончилась...

Но вскоре ему становится не до забавных сцен. Ланг киснет с каждым километром, явно нервничает и то и дело оглядывается через плечо: далеко ли погоня? "Нам не удержаться!" - испуганно кричат его глаза. Состояние поляка замечает и Баринов. Подъезжает к Лангу, хрипит:

- Терпеть! Терпеть!

Ланг делает усилие, чтобы поддержать темп, но взгляд его по-прежнему полон тоски:

- Я устал, устал...

- Терпеть! - только кричит в ответ Баринов.

Ланг, кажется, приходит в себя. Он уже не крутит головой, не мечется по трассе, а все чаще выходит на первую позицию и честно отрабатывает свою смену. Теперь уже и в нем, похоже, крепнет надежда, что их не настичь, что каравану уже не собрать силы для решающей погони.

Надежда окончательно перерастает в уверенность, когда до их слуха в очередной раз доносится удар колокола и они видят цифру "3" на щите, который крутит перед их глазами судья в ослепительно белом костюме. Но вовсе не эта цифра волнует Сухорученкова в данный момент. И без судьи он прекрасно знает, что до финиша остается всего три круга, потому что каждый въезд в стартовый городок фиксирует с точностью вычислительной машины. Поражает другое, и это другое не мог запрограммировать даже его склонный к аналитичности ум.

В городке появляется фигура Капитонова, он уже не кричит (сорвал голос?), а только резкими, судорожными движениями, как дирижер у оркестровой ямы, выбрасывает руки вверх и в стороны. Пальцы его растопырены, и только два пальца левой руки прижаты к ладоням. Этот жест красноречивее любых слов - беглецы уже в восьми минутах впереди, а это равносильно тому, что троих не догнать никому, потому что отыграть восемь минут в такой гонке невозможно.

Да, поработали они втроем на славу. Но Сухорученков, опытный гонщик, прекрасно отдает себе отчет в том, что этот фантастический для олимпийской гонки отрыв в восемь минут, этот побег вообще вряд ли мог произойти, не подстрахуй их там, в караване, его и Баринова товарищи - Толя Яркин и Юра Каширин. Он ясно себе представляет, как они метались по трассе в первых рядах туго сбитой группы, как гасили скорость, как зорко следили за каждым сильным соперником, как садились на "хвост" каждому, кто пытался броситься в погоню за беглецами. Это был титанический труд! И все ради одной цели - чтобы они трое чувствовали себя свободно, чтобы могли по крупицам накапливать мгновения преимущества.

* * *

Видя восемь растопыренных пальцев Капитонова, Сергей понимает, что первая задача в гонке выполнена. Побег обеспечен, впереди они вместе с Бариновым, и их уже не остановить. Теперь на очереди вторая задача, не менее сложная, чем первая. Заключается она в том, что кто-то из них - он или Баринов - должен сейчас, ни минуты не мешкая, уйти вперед. Кто-то из них обязан гарантировать советской команде победу.

- Кто из вас победит, меня не интересует, - вспомнил он слова Капитонова накануне гонки, когда они собрались в подмосковном доме отдыха "Полет". - Но победить должна сборная СССР!

И вот теперь, на 149-м километре трассы в Крылатском, эти слова приобрели конкретный смысл. Наступило мгновение, когда нужно сделать окончательный выбор. Или - или...

Они встречаются глазами с Бариновым. Слова сейчас ни к чему, нет смысла тратить на них силы. И без слов он находит в глазах друга ответ на вопрос, который более всего волнует его в данной ситуации: "Иди, Серега, иди! Я прикрою".

Еще какие-то секунды его одолевают сомнения: а не лучше ли сбежать Баринову, гонщику мудрому и опытному, а главное, дьявольски терпеливому, ему же остаться сторожить Ланга? Но взгляд Баринова резкий, не терпящий возражений: "Иди же! Я прикрою".

Метры стремительно бегут под колесами машины, а в голове начинает назойливо пульсировать одна и та же мысль: "Уйти! Уйти!"

И тут он видит, как Ланг тянется к фляге, как жадно припадает к горлышку, как вода струйками стекает по разгоряченному лицу. При виде воды у него начинает сосать под ложечкой - ему тоже хочется выхватить флягу из кармана майки, плеснуть налицо последние капли, но вместо этого он становится на педали и, кивнув на прощание Баринову, бросает машину на крутой подъем, а уже оттуда несется вниз.

Ветер закладывает уши, голову разрывает пронзительный свист. Под эту музыку он стремительно летит под горку. И только невидимый ударник отстукивает одну и ту же мелодию: "Уйти! Уйти!"

Сергей уходит от своих недавних спутников, и его теперь волнует только одно: "Как бы не свело мышцы. Если это случится, все пропало". Но мышцы ведут себя исправно - значит, есть шанс потерпеть до финиша. Впереди еще 40 километров. Он - один.

* * *

Палит солнце. Песок скрипит на зубах. Горячий ветер хлещет по щекам. Воды! Море бы воды, океан воды! Бросить в нее раскаленное тело, погасить пожар на лице, на руках, на ногах, в груди. Упасть бы в свежую, дурманящую траву на обочине, зарыться в нее лицом, закрыть глаза. И не думать, не думать ни о чем.

Но именно сейчас он должен думать о главном. О том, чтобы не расплескать на крутых подъемах остаток сил и дойти до финиша. Манящий, как мираж, финиш - это его единственная мечта, единственное спасение.

Сухорученков опускает голову к рулю, чтобы не захлебнуться от порывов ветра. И вдруг там, под рулем - тень. Она распласталась на шоссе, неестественно большая и вытянутая - его собственная одинокая тень. Лишь она была сейчас рядом и вместе с ним кувыркалась по горбатой олимпийской трассе в Крылатском.

И тут он вдруг вспомнил, как один старый гонщик всерьез говорил, что тень в изнурительном побеге спасает от одиночества и тревоги, от искушения пожалеть себя, что она в тот момент единственный безмолвный свидетель силы твоего духа или бессилия, воли твоей или безволия, что иногда он даже беседовал с ней о прошлом, настоящем, размышлял о будущем, о жизни вообще.

Они, мальчишки из велошколы, тогда только посмеивались, слушая бывалого гонщика. Обычные чудачества стариков! Но теперь, в Крылатском, Сергей внимательно посмотрел на свою тень. Она по-прежнему плясала рядом, и неожиданно для себя он задорно подмигнул ей: а помнишь, друг?..

Помнишь ли детские гонки под кудахтанье ошалевших кур на скрипучем "Школьнике" из сельпо, изодранные в клочья штанины, первые царапины и шишки, помнишь ли первое сладостное ощущение скорости - мелькающие на обочине стволы сосен, ласковое журчание шин? И ветер, ветер в лицо, и кажется, ты трясешься не по пыльной просеке вдоль леса, а паришь над землей, летишь в неведомую, таинственную даль, и сердце стучит набатом, как колокол в соседней церквушке во время пасхальных праздников.

Как давно это было!..

* * *

Трасса перестает метаться между холмов, становится похожей на обеденный стол. Значит, скоро стартовый городок, и там он получит необходимую информацию. От неизвестности на душе неспокойно, и Сергей с радостью слышит летящий навстречу стон трибун и отрывистый голос диктора. Информация обнадеживающая: Ланг и Баринов уже в минуте позади, а караван и вовсе отстает безнадежно.

Вместе с тем он понимает, что гонка еще не закончена. Впереди два круга - самые трудные. Ибо идти два круга, более 27 километров, в компании со своей тенью, что брести в одиночку по пустыне, - это известно каждому мало-мальски опытному гонщику. И идти надо спокойно, без лишней суеты, экономя силы и воду во фляге, но при этом поддерживать темп, чтобы сохранить отрыв.

Тень задрожала, запрыгала, встала на педали. Снова этот адский подъем в гору. "Тик-так, тик-так" - натруженно стучат туклипсы. В горле пересохло, слипаются губы.

* * *
Изображение

Он вновь въезжает в стартовый городок. Баринов и Ланг более чем в двух минутах позади, впереди только один круг. От предчувствия счастливой развязки сердце стучит восторженно-учащенно, разгоняя по телу хмельную кровь. Только голова остается холодной, и он мысленно уговаривает себя: "Потерпи, Сухарь, потерпи!"

Он делает последний поворот, плавно разворачивает машину, и та по инерции катится вниз, шурша резиной о мягкий асфальт. Он уже не крутит педали и даже позволяет себе оторвать голову от руля, ибо это последний спуск к финишу. Он катится по нему один со своей тенью, и уже ничто не в силах им помешать.

Гул, несущийся со стороны городка, нарастает стремительно, и, когда до последней черты остается метров сто, Сергею кажется, что сейчас лопнут барабанные перепонки. Он впервые расслабляет пальцы, отрывает руки от руля. Руки затекшие и непослушные, и этот жест отбирает остаток сил. И все же для убедительности он трижды вскидывает руки в черных, обрезанных на пальцах перчатках, будто спешит убедить себя и всех, что это победа.

Он видит перед собой огромную толпу, она наводняет стартовый городок. Чтобы не врезаться в нее, резко крутит руль вправо. У железной перегородки успевает нажать на тормоза и тут же беспомощно сползает с седла прямо на обочину.

Остальное происходит как в тумане. К нему бегут какие-то люди. Лиц он почти не различает. Лица расплывчатые, они смешно прыгают перед глазами. Он пытается встать, но ноги не слушаются. Его подхватывают чьи-то руки, кто-то льет на него прямо из ведра ледяную воду, и только тогда Сухорученков приходит в себя.

Сквозь толпу пробивается Капитонов, молча сгребает его в охапку. Сергей силится что-то сказать, но вместо этого начинает дрожать всем телом, будто через него пропустили ток. А Капитонов только трясет за плечи и шепчет:

- Все в порядке, мальчик, все в порядке. Успокойся.

А Сергей вдруг вспоминает потрепанный журнал двадцатилетней давности, цветную его обложку. С нее глядит еще не остывшими от гонки глазами молодой Капитонов. Снимок был сделан в 1960 году в Риме после победы над Ливио Трапе. И он уверен, что этот человек более чем кто-либо другой понимает то, что сейчас произошло в Крылатском за те 4 часа 49 минут, что минули со времени старта.

Он уже знает, что Ланг с Бариновым проигрывают ему три минуты - радио только и кричит об этом. Просит, чтобы его пропустили к прессе. Вдалеке появляются две фигурки. Они летят колесо в колесо. И тут Ланг, припав к рулю, бросается по бровке вправо.

* * *

Судьи уходят проявлять пленку фотофиниша, трибуны замирают в ожидании. Уже прикатил разморенный солнцем караван во главе с Томасом Бартом из ГДР, поляком Тадеушем Войтасом и Яркиным, уже официально сообщили, что с трассы сошли 62 участника - потери даже для олимпийской гонки небывалые, уже арьергард докручивал оставшиеся метры, а судьи, испытывая нервы, все еще колдуют над фотофинишем Баринова и Ланга.

Наконец по радио сообщают, что второе место присуждается Лангу - он оказался удачливее на ширину велосипедной шины. Ланг, сорвав с себя шлем, прыгает от восторга в окружении польских тренеров, а у Сергея слезы наворачиваются на глаза от обиды. Он прижимает к себе стоящего рядом Баринова, трясет его руку:

- Не огорчайся, Юра. Ты сделал все, что мог.

А Баринов только смеется:

- О чем ты, Серега? Опомнись! Да ведь мы победили. Понимаешь, победили!

Они так и стоят, обнявшись. Тут к ним подбегают Яркин и Каширин, валят с ног, и они катаются по траве, как мальчишки.

Но вскоре горячка, вызванная гонкой, проходит и наступают мучительные минуты, когда спазмы перехватывают горло, где-то в голове гнездится острая боль, а тело ноет от истощения. Сергея усаживают на табуретку в деревянном боксе, рядом хлопочут тренеры и врачи. А он с грустью думает о том, что уже никогда, верно, не сможет пройти такую гонку, не сможет найти в себе силы и веру для того, чтобы еще раз вынести то, что вынес за эти пять часов на 189-километровой трассе в Крылатском.
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Чемпионы прошлых лет

Сообщение Gotty » 17 июл 2011, 09:25

Сергей Сухорученков — лучший спортсмен 1979 года

Спортивными журналистами в предолимпийском 1979 году сильнейшим среди велосипедистов-любителей назван Сергей Сухорученков. Международный союз велосипедистов (УСИ) признал его лучшим гонщиком мира. Карьера его была стремительной и для многих неожиданной. Двадцатитрехлетний военнослужащий, выступающий за армейский клуб Куйбышева, в 1978 году стал чемпионом СССР в многодневной гонке. В 1979 году он выиграл три важнейшие гонки сезона, разыгрывавшиеся среди велосипедистов-шоссейников — «Тур де Л'Авенир» во Франции, «Джиро делла Реджиони» в Италии и велогонку Мира.
Сергей родился 10 августа 1956 года в Брянской области. Он женат, у него двухлетний сын, его родители — колхозники. В свободное от тренировок время он помогает им в поле. Его увлечение не только велосипед — он любит плавать и бегать на лыжах. Знаменательно, что его старший брат Виктор также был гонщиком и соревновался на шоссейных трассах вместе с В. Капитоновым. Любовь к спорту в их семье — это традиция.
Сергей скромен, малообщителен, производит впечатление невозмутимого, флегматичного человека, но только до тех пор, пока не садится в седло велосипеда. После старта он превращается в совершенно другого человека — азартного, смелого, настойчивого. Он никогда не оставляет своих товарищей в беде.
Корреспондент агентства Франс Пресс, освещавший гонку «Тур де Л'Авенир», так писал о Сухорученкове: «Семнадцать этапов он прошел за 43 часа 53 минуты и был на голову выше остальных. Вряд ли даже самые прославленные профессионалы сумели бы на этот раз сдержать этого талантливого гонщика».
Особенно впечатляюще было его выступление в велогонке Мира. Чтобы победить сейчас в этом престижном соревновании сезона, надо обладать высоким и разносторонним мастерством — быть быстрым, смелым и на равнинных дорогах, и в горах, уметь отдать все силы в гонке на время и стремительно финишировать по гаревой дорожке стадиона. На велогонку Мира С. Сухорученков приехал запасным, но когда накануне соревнований заболел С. Морозов, его включили в основной состав команды.
Сергей Сухорученков

Изображение

Сергей Сухорученков уходит в отрыв на четвертом этапе — Дубница — Банска — Быстрица. Этот этап он преодолел быстрее всех — за 3 часа 34 минуты 56 секунд

На первых двух этапах спортсмену не везло — он был... 27-м. На этапе Оломауц—Дубница Сухорученкову удалось уйти в отрыв за 90 километров до финиша. Почти 60 километров на трассе он мчался один, но затем, когда до стадиона оставалось не более 5 километров, на него накатилась волна велосипедистов, и выбраться из нее он уже не смог. В Дубнице при чествовании победителей Сергей ходил опустив глаза и ни с кем не разговаривал. Простить себе не мог, что допустил тактический просчет. Но именно здесь, в Дубнице, Сухорученков принял твердое решение на четвертом этапе взять реванш...
— Это случилось неожиданно, как снег на голову, — вспоминает Сухорученков. — Мы еще толкались в пелетоне, а служба информации донесла — беглецы ушли уже далеко. Я обжегся вчера и теперь ломал голову, что делать: выжидать или броситься в погоню. Справа от меня появилась наша техничка. Старков, тренер сборной, открыл окно и крикнул: «А не пора ли догонять? Попробуй», Я встал на педали, за мной поляк Суйка…
Однако Суйка не выдержал погони и отстал. Сухорученкову удалось догнать оторвавшуюся группу из 8 беглецов, среди которых был наш Никитенко, поляк Вальчак, болгары Стайков и Фортунов, чех Бартолыиич, румын Ромашкану, Хартник из ГДР и бельгиец Иохумс.
— Работаем в основном мы с Сергеем Никитенко, — рассказывает Сухорученков. — Остальные не очень-то утруждают себя. Ребята начинают понемногу киснуть... А впереди труднейший подъем, где-то под Мали Стурец. Делаю знак Сергею: ухожу, подстрахуй!
Горы были моими союзниками. На душе легко и весело. Я знал, что меня поддержит Никитенко. Вдруг перед глазами на обочине толпы людей и милицейские заслоны. Значит, это уже город. Значит, рядом стадион. Но я еще не верю в удачу...
Но удача обычно сопутствует храбрецам. В горах Сухорученков намного превосходил своих соперников, демонстрируя техническое мастерство и мощь.
На стадион «Дукла» он въехал первым и устало вскинул руки. Предприняв отчаянный рывок в одиночку, он сумел почти на четыре минуты опередить группу преследователей и стать лидером гонки. Сергей надел желтую майку лидера и с этой минуты не уступил ее никому из соперников.
Вторым на финиш пришел Сергей Никитенко. Эта победа позволила нашей команде переместиться с третьего места на первое.
Сергей Сухорученков на велогонке Мира

Изображение

Сергею Сухорученкову вручают цветы перед началом 12-го этапа велогонки Мира в Ростоке

Один из зарубежных корреспондентов спросил Сухорученкова, какая из гонок труднее — «Тур де Л'Авенир» или велогонка Мира?

— Что касается трассы, то из-за большого количества гор «Тур де Л'Авенир» — труднее. Однако выиграть велогонку Мира сложнее. До того знаменитого четвертого этапа мне пришлось быть постоянно начеку. Конкуренция в этой гонке была несравненно выше. Однако вершина всех гонок — это Олимпийские игры. На Играх XXII Олимпиады Сергей Сухорученков завоевал золотую медаль в групповой гонке на 189 км.

Источник: http://www.velorider.ru/velosport/suhor ... rgey.shtml
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty


Вернуться в Статьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

  • Наши партнёры