seven писал(а):Сила трения на единицу площади системы "колесо-поверхность" согласен.
Единица площади колесо-поверхность не зависит вообще ни от чего, кроме давления.
Если на колесо сверху нагружено 50 кг, а давление в колесе 5 кгс/см2, то площадь контакта с поверхностью составит 10 см2 и не зависит от геометрии покрышки (справедливо только для твердых поверхностей)
Вообще что за такая формулировка "трение колесо-поверхность" не совсем понятно, см пояснение ниже ***
seven писал(а):Что Crr - нет.
При прочих равных (то же давление и те же характеристики материала покрышки/камеры) снижание ширины автоматически увеличивает длину пятна контакта с поверхностью.
Если для вышеприведенного колеса ширина покрышки такова, что с поверхностью соприкасается 2 см, то длина пятна контакта составит 5 см.
Для покрышки с шириной 1 см (на контакте с поверхностью) длина пятна контакта будет уже 10 см.
При равном радиусе колеса, хорда длиной 10 см будет ближе к центру чем хорда 5 см. Это значит что покрышка продавливается при вращении на ~2 раза больше глубину, и силы трения материала которые в ней возникают, увеличатся тоже в ~2 раза. (deflection amount на картинке ниже)
Чтобы этого не произошло, давление в тонкой покрышке надо поднять в 2 раза до 10 кгс/см2, тогда длина пятна контакта останется 5 см, и продавливание будет таким же как у более широкой.
На практике увеличание давления надо меньше чем в 2 раза, т.к. на широкой покрышке хоть продавливалось на меньшую глубину, но количество (и вес) материала были тоже больше (т.к. шире), но т.к. трения больше возникают на боковых поверхностях (поперечный изгиб материала), а на нижней поверхности менее значителен (продольный изгиб деформируется легко), то разница не очень большая.
*** трение возникает там где красные линии на покрышке. Это внутренние силы трения внутри покрышки (включая камеру). Впереди где колесо набегает на поверхность, покрышка начинает прогибаться, в основном этому противодействуют sidewall. deflection amount плавно увеличивается и достигает максимума по центру. потом он плавно снижается. Если бы материал покрышки был "идеальным", не имел внутреннего трения (типа как сверхтекучий гелий), Crr был бы равен 0.
Трение нижней поверхности покрышки, которая контактирует с подстилающей, значительно ниже чем у sidewall. Так, добавление антипрокольной ленты, которая скажем вдвое увеличивает толщину покрышки снизу, не сильно увеличивает силы трения. Вдоль резина или плетение изгибаются легко. sidewall гнется значительно хуже (сравните как гнется просто лист материала, и П-рейка из того же материала), т.к. направление изгибания находится внутри плоскости полотна, материал и толщина и тип плетения здесь уже играют значительную роль на Crr.
Т.к. узкие покрышки как правило работают на более высоком давлении, то и sidewall у них проектируется более прочным, и при том же deflection amount имеет больше трение (если не бороться с этим более высокотехнологичными материалами)
Формулировка "трение на единицу площади контакта" не совсем понятно и уместно в этой модели.