cham » 29 май 2013, 07:26
В 1975 году профессиональный спортсмен гонялся на байке из труб Columbus, или Reynolds 531 с навеской Campagnolo Nuovo Record, или же использовался микст французских и испанских комплектующих. Обода под трубки, например, Fiamme на 36 спиц. Руль преимущественно Cinelli, цепь и звезды Regina. Байк весил чуть менее 10 кг и был настоящим произведением искусства. Невозможно сделать вел, который будет, надежнее и значительно легче.
Сталь является одним из основных материалов нашей цивилизации, кроме того в качестве сырья для велосипеда она изучена наиболее тщательно. С момента, когда Генри Бессемер понял, что производство стали выгодно и дешево, прошло более 150 лет, прогресс не стоял на месте. В начале 90-х Columbus представил сталь Nivachrome. Прежде в вело индустрии использовались хром молибденовые сплавы, теряющие свыше 40% прочности после пайки. Nivachrome — первый сплав, разработанный специально для велосипеда. В руках опытного мастера Nivachrome теряет только 10% прочности. Кроме того, это весьма пластичная сталь, обладающая очень высокой прочностью на растяжение. Результат — стальные трубы могут быть тоньше и легче.
Ранее большие потери прочности после пайки или сварки приходилось компенсировать избыточным материалом. Так, стандартная труба 1976 года имела толщину 0,9 мм по краям и 0,6 мм в центре. Nivachrome позволил "похудеть" до 0,7 мм по краям с баттингом 0,4 мм в центре. Трубы стали легче на треть без потери прочности и долговечности.
Другое преимущество стали — надежность. Несколько раз согнутая и выпрямленная стальная труба не сломается до тех пор, пока не будет преодолена упругая точка деформации металла. То есть, если не будет превышено это значение, рама будет служить верой и правдой очень долго.
Но давайте не будем себя обманывать. Небольшое превышение веса делает стальную раму непригодной для использования в гонках самого высокого уровня. Нижний порог веса стальной рамы 1,4 кг, алюминиевая не компактная рама весит на 450 г. меньше. Этой разницы достаточно, чтобы не угнаться за Тейлором Хамилтоном** на горе первой категории. Поэтому профессиональный пелотон гоняет на алюминии или карбоне. Но если вы не райдер элитного уровня, потеря 450 грамм в связке байкер/байк весом 90 кг (а то и много больше), незначительна. Но за эти полкило райдер получает велосипед из современной стали высокой прочности, хорошо гасящей неровности дороги. Ни один байк не едет так хорошо как стальной, сделанный опытным мастером. Люди, которые не согласны с этим выводом, либо имеют коммерческий интерес со стороны других материалов, либо никогда не ездили на современном стальном велосипеде.