Milano–Sanremo 2013
Добавлено: 16 мар 2013, 14:42
Милан — Сан-Ремо (итал. Milano–Sanremo) — ежегодная весенняя классическая однодневная велогонка, проходящая между итальянскими городами Милан и Сан-Ремо. Является самой протяжённой современной профессиональной однодневной велогонкой, длина её маршрута составляет почти 300 километров. Впервые гонка была проведена в 1907 году, её победителем стал французский велогонщик Люсьен Пети-Бретон. Милан — Сан-Ремо открывает сезон весенних классик и входит в состав пяти так называемых Монументов велоспорта — наиболее известных, престижных и почитаемых классических гонок в велосипедном календаре. Милан — Сан-Ремо часто называют «Примавера» (от итал. "la classica di Primavera" — весенняя классика) и спринтерская классика (в то время как Джиро ди Ломбардия, проводящаяся осенью, считается горной классикой).
Инициатором первой гонки было «Спортивное общество Сан-Ремо», обратившееся с просьбой об организации велогонки к журналисту «La Gazzetta dello Sport» Эуженио Костаманье. Гонка должна была стартовать из Милана, и, проходя по дорогам Ломбардии, Пьемонта и Лигурии, финишировать в курортном Сан-Ремо. Первая половина дистанции венчалась подъёмом Пассо дель Туркино, после спуска с которого гонщики ехали до финиша по берегу Генуэзского залива. Костаманье удалось собрать для дебютной гонки 62 гонщика, включая лидеров велоспорта тех лет. Однако на старт 288-километровой гонки в 4 утра 14 апреля 1907 года вышли лишь 33 человека, чему способствовала холодная ветренная погода. В Туркино атаковал Джованни Джерби, к которому смогли переложиться Густаво Гарригу и партнёр Джерби по команде «Bianchi» Люсьен Пети-Бретон. Незадолго до финиша Пети-Бретон атаковал, а Джерби помешалу Гарригу сесть ему на колесо. Пети-Бретон выиграл, его товарищ по команде приехал вторым, но уступил своё место подавшему протест Гарригу. Победитель преодолел дистанцию за 11 с лишим часов и получил от организаторов 300 лир золотом[1].
Гонка стала ежегодной, в 1910 году погода сделала её самой сложной за всё время: в сильной метели до финиша добрались лишь семеро, троих из которых дисквалифицировали. Выиграл гонку Эжен Кристоф, продиравшийся сквозь непогоду и в итоге упавший на обочине. К счастью, рядом оказалась гостиница, куда его отвёл прохожий. Отогревшись, Кристоф проехал четверых замёрзших гонщиков и финишировал на пустынных улицах Сан-Ремо в одиночку. Второй финишировавший был дисквалифицирован за преодоление части дистанции на поезде, законный второй призёр уступил Кристофу больше часа. В 1914—1950 годах итальянские гонщики не позволяли иностранцам выигрывать гонку, которая не состоялась лишь трижды: в 1916, 1944 и 1945 годах. В 1915 году Костанте Джирарденго впервые выиграл гонку, но был дисквалифицирован за «срез» дистанции. Однако в 1918 году он одержал победу, первую законную из своих шести. Победа Фаусто Коппи в 1946, после двухлетнего перерыва, была названа современниками торжеством мира перед войной[1].
В 1954 году состоялась первая телевизионная трансляция Милан — Сан-Ремо, победу на которой одержал бельгиец Рик ван Стинберген, после чего хозяева гонки ещё 15 лет не видели побед соотечественников. Вскоре гонка стала терять в зрелищности, так как победа теперь разыгрывалась в финишных спринтах. В 1960 году организаторы добавили начинающийся за 9 километров до финиша небольшой подъём Поджио ди Сан-Ремо, а через 22 года ещё один, Чипрезза, за 20 километров до конца. Конец 1960-х — 1970-е стали временем Эдди Меркса, Каннибал одержал здесь рекордные 7 побед. В 1983 году победу одержал Джузеппе Саронни, которому в тот же год покорились две другие престижнейшие итальянские велогонки — Джиро д'Италия и Джиро ди Ломбардия[1]. Рубеж веков стал эпохой Эрика Цабеля, выигрывшего 4 гонки. В 2004 году он с поднятыми руками праздновал на финише пятую победу, но Оскар Фрейре «выбросил» велосипед и опередил немца на несколько сантиметров[2]. В 2008 году организаторы решили повысить шансы неспринтеров и на полпути между Туркино и Чипреззой устроили новый подъём, Альтопьяно Делла Мани; тогда же финиш был перенесён на набережную Сан-Ремо. В настоящее время эта гонка является самой протяжённой в календаре UCI World Ranking, в 2008 году она вышла из ПроТура вместе с Гранд Туром, выделевшись в историческую категорию гонок[3].
Победители
Год Гонщик Команда
1907 Люсьен Пети-Бретон
1908 Сирил ван Хауверт
1909 Луиджи Ганна
1910 Эжен Кристоф
1911 Густаво Гарригу
1912 Анри Пелиссье
1913 Одиль Дефрэ
1914 Уго Агостини Bianchi-Dei
1915 Эцио Корлаита
1916 не проводилась
1917 Гаэтано Беллони Bianchi
1918 Костанте Джирарденго Bianchi
1919 Анджело Гремо
1920 Гаэтано Беллони
1921 Костанте Джирарденго
1922 Джованни Брунеро
1923 Костанте Джирарденго
1924 Пьетро Линари
1925 Костанте Джирарденго
1926 Костанте Джирарденго
1927 Пьетро Кеси
1928 Костанте Джирарденго
1929 Альфредо Бинда
1930 Микеле Мара Bianchi
1931 Альфредо Бинда
1932 Альфредо Бинда Bianchi
1933 Лирко Гуэрра
1934 Жозеф Демюйсер
1935 Джузеппе Олмо Bianchi
1936 Анджело Варетто
1937 Чезаре дель Канчиа
1938 Джузеппе Олмо Bianchi
1939 Джино Бартали
1940 Джино Бартали
1941 Пьерино Фавалли
1942 Адольфо Леони
1943 Чино Чинелли
1944 - 1945 не проводилась
1946 Фаусто Коппи Bianchi
1947 Джино Бартали
1948 Фаусто Коппи Bianchi
1949 Фаусто Коппи Bianchi-Ursus
1950 Джино Бартали
1951 Луисон Бобе
1952 Лоретто Петруччи Bianchi-Pirelli
1953 Лоретто Петруччи Bianchi-Pirelli
1954 Рик ван Стинберген
1955 Жермен Дерикке
1956 Фред де Брюйн
1957 Мигель Побле
1958 Рик Ван Лоой
1959 Мигель Побле
Год Гонщик Команда
1960 Рене Прива
1961 Раймонд Полидор
1962 Эмиль Дамс
1963 Жозеф Гроссард
1964 Том Симпсон Peugeot-BP
1965 Ари ден Хартог
1966 Эдди Меркс Peugeot-BP Michelin
1967 Эдди Меркс Peugeot-BP Michelin
1968 Руди Альтиг
1969 Эдди Меркс
1970 Микеле Данчелли Molteni
1971 Эдди Меркс Molteni
1972 Эдди Меркс Molteni
1973 Роже де Влеминк
1974 Фелис Джимонди Bianchi-Campagnolo
1975 Эдди Меркс Molteni-Campagnolo
1976 Эдди Меркс Molteni-Campagnolo
1977 Ян Раас
1978 Роже де Влеминк
1979 Роже де Влеминк
1980 Пьерино Гавацци
1981 Фонс Де Вольф
1982 Марк Гомес
1983 Джузеппе Саронни
1984 Франческо Мосер
1985 Хенни Кёйпер
1986 Шон Келли Skil-Sem Kas
1987 Эрих Мёхлер Carrera jeans-Vagabond
1988 Лоран Финьон Système U-Gitane
1989 Лоран Финьон Super U-Raleigh-Fiat
1990 Джанни Буньо
1991 Клаудио Кьяппуччи Carrera jeans-Vagabond
1992 Шон Келли Carrera jeans-Vagabond
1993 Маурицио Фондриест Lampre
1994 Джорджио Фурлан Gewiss-Ballan
1995 Лоран Жалабер ONCE
1996 Габриэле Коломбо Gewiss-Ballan
1997 Эрик Цабель Team Telekom
1998 Эрик Цабель Team Telekom
1999 Андрей Чмиль Lotto-Mobistar
2000 Эрик Цабель Team Telekom
2001 Эрик Цабель Team Telekom
2002 Марио Чиполлини Acqua & Sapone-Cantina Tollo
2003 Паоло Беттини Quick Step-Davitamon
2004 Оскар Фрейре Rabobank
2005 Алессандро Петакки Fassa Bortolo
2006 Филиппо Поццато Quick Step-Innergetic
2007 Оскар Фрейре Rabobank
2008 Фабиан Канчеллара Team CSC
2009 Марк Кавендиш Team Columbia-High Road
2010 Оскар Фрейре Rabobank
2011 Мэтью Госс Team HTC-High Road
2012 Саймон Джерранс GreenEDGE
Изменения и традиции.
Классичиссима, как и переменчивая весенняя погода, за историю существования, не раз видоизменялась, не теряя своей сущности. Милан-Сан-Ремо обладает самой протяжённой дистанцией из всех классик, с 2008 года гонщики должны преодолевать 298 км. Организаторы в попытке избежать группового спринта добавляли подъёмы, в 1960 – Поджио (Poggio), в 1982 – Чипресса (Cipressa), последним к дистанции Милан-Сан-Ремо в 2008 году был присоединён Le Manie (за 94 км до финиша). Но рисунок гонки остаётся прежним – основная фаза развития событий начинается после прохождения Кампо Лигуре (Campo Ligure) за 164 км до финиша, когда на пути гонщиков возникает первый подъём дистанции – Пассо дель Туркино, 3,2 км со средним градиентом 4,3%. Если в первые годы существования Милан-Сан-Ремо Туркино решал судьбу гонки, то теперь он лишь начинает первый просев пелотона.
Далее, уже на Лигурийском побережье, пелотон ждут Ле Манье (Le Manie) – 4,7 км со средним градиентом 6,7%, и знаменитые Капи – Капо Меле (Capo Mele) - 3 км со средним градиентом 2.1 %, Капо Черво (Capo Cervo) - 3 км со средним градиентом 1,8%, Капо Берта (Capo Berta) – 2,5 км со средним градиентом 5,1%.
В последние годы решающая стадия Милан-Сан-Ремо начинается с подъёма на Чипрессу (Cipressa), за 27,8 км до финиша. К этому времени впереди обычно остаётся группа сильнейших, и идут непрерывные атаки. Сама Чипресса – это подъём 5,65 км со средним градиентом 4,1% и максимальным 9%.
Последний подъём дня расположен всего в 6,1 км от финиша – Поджио ди Сан-Ремо (Poggio di Sanremo)– 3,7 км со средним градиентом 3,7% и максимальным 8%. Именно Поджио, как подъём, так и не менее сложный спуск, решает, кто в итоге будет бороться за победу на финишной прямой Сан-Ремо.
В прошлом, 2012 году, первые попытки уехать от основной группы на Поджио послужили трамплином для атаки Нибали и Герранса, которых чуть позже добрал Фабиан Канчеллара. За 6 км до финиша разрыв с преследовавшей их основной группой достигал 4 секунды.
Что касается последних 3 км до финиша – это ровный отрезок, но драматизм борьбы на последних метрах ничуть не уступает напряжению на самом сложном горном этапе. Так, в 2012 за 1,2 км до финиша преимущество отрыва составляло 10 секунд.
Вот уже несколько лет Милан-Сан-Ремо финиширует на набережной Итало Кальвино. Правда, организатор гонки Мауро Веньи в прошлом году сразу после окончания Милан-Сан-Ремо предложил переместить линию финиша ближе к подножию Поджио, но своё намерение он не осуществил, так же, как и не стал усложнять подъём на Чипрессу.
Но одно изменение на Милан-Сан-Ремо всё же произошло. В этом году гонка стартует не в субботу, как за долгие годы привыкли постоянные болельщики итальянской классики, а в воскресенье. Нужно отметить, что старт гонки с 1937 года приурочен к дню Святого Иосифа Обручника (Иосифа Плотника), который отмечается 19 марта. И вплоть до 1981 года Милан-Сан-Ремо проводилась именно в этот день. Потом организаторы назначали старт гонки в ближайшую к 19 марта субботу. Старт Классичиссимы, отложенный на один день, даёт гонщикам, финишировавшим на Тиррено-Адриатико и планирующим стартовать на Милан-Сан-Ремо, лишний день отдыха.
Претенденты.
Как всегда бывает в однодневной гонке, помимо физической готовности и психологического настроя победа часто зависит от того, удалось ли гонщику оказаться в правильном отрыве и сохранить энергию для финишного рывка.
Одним из главных претендентов на победу стоит назвать словака Петера Сагана (Cannondale).В прошлом году он проиграл победному трио сотые доли секунды, оставшись на 4-м месте. В этом сезоне у Сагана уже 5 побед и одно 2-е место на Страде Бьянке, где победил Морено Мозер, который также стартует на гонке 2-м капитаном в команде Cannondale. На Милан-Сан-Ремо Петер Саган будет стартовать в третий раз, и в одном из интервью он говорил, что победа на гонке-монументе стоит в его списке «обязательных».
Винченцо Нибали (Astana), который только что выиграл Тиррено-Адриатико, также является одним из главных претендентов на победу в Милан-Сан-Ремо. Подиум прошлого года – весьма слабое утешение для итальянца, у которого есть все шансы для победы на родной и одной из самых престижных Классик. В 2011 Нибали финишировал 8-м, проиграв также сотые доли секунды первой группе.
Фабиан Канчеллара (RadioShack-Leopard) – победитель Милан-Сан-Ремо 2008 года, в последние два года оба раза финишировал 2-м. Пелотон давно знает, что если атакует Канчеллара, он едет за победой, поэтому его атаки не приносили больше заветного первого места. Будет ли швейцарский гонщик команды RadioShack-Leopard ещё раз пытаться атаковать, или выберет другую тактику, он всё равно остаётся заметным лицом пелотона и одним из претендентов на победу.
Неудачей заканчивались на Милан-Сан-Ремо атаки Филиппа Жильбера (BMC), который в этом году стартует в качестве действующего чемпиона мира. Жильбер дважды занимал 3-е место (в 2011 и 2008). Вопрос лишь в том, станет ли радужная майка той недостающей составляющей для успешной атаки.
Филиппо Поццато (Lampre-Merida), последний представитель Италии, выигрывавший Милан-Сан-Ремо, начал подготовку к весеннему сезону Классик ещё в начале ноября, и сейчас утверждает, что его форма в полном порядке. Своими главными соперниками Поццато называет Фабиана Канчеллару и Петера Сагана.
Многие команды приедут на гонку с несколькими капитанами, чтобы иметь возможность разыграть разные варианты развития событий. Так, Omega Pharma-Quickstep, которая в этом году может похвастаться 15 победами, выйдет на старт Милан-Сан-Ремо с лидерами Томом Бооненом и Марком Кэвендишем. Кэвендиш выигрывал гонку в 2009, а Боонен дважды был на подиуме – 3-е место в 2007 и 2-е место в 2010. Будет ли рисковать Том Боонен, когда в его планах впереди ещё несколько брусчаточных классик, и сможет ли в этот раз Марк Кэвендиш удержаться с основной группой, нельзя сказать наверняка, но это сильные гонщики, которых нельзя вычёркивать из списка претендентов «Классики спринтеров», как иногда называют Милан-Сан-Ремо.
Победитель прошлого года Саймон Герранс (Orica-GreenEdge) не уверен в том, что ему удастся защитить свой титул: «То, что я буду защищать свой титул, ещё не делает меня фаворитом. Я смотрю реалистично. Я не знаю, как всё пойдёт, и есть лишь один шанс из 10, что отрыву удастся уехать и удержать преимущество, чтобы избежать общего спринта. В прошлом году я оказался в правильном месте в правильное время, в отрыве с парнями, которые находились в великолепной форме. Шансы, что такое случится снова, ничтожно малы. Победа на этой гонке – мой величайший результат в карьере. Это гонка – Монумент, великая Классика. Я всегда мечтал, что когда-нибудь выиграю классику, но если честно, никогда не думал, что это будет Милан-Сан-Ремо. В прошлом году я был в превосходной форме, и её трудно повторить. Моя подготовка проходила не идеально, я не набрал тот уровень, который бы хотел иметь для Милан-Сан-Ремо».
В составе Orica-GreenEdge на старт Милан-Сан-Ремо также выйдет и Мэттью Госс, выигрывавший классику в 2011.
Традиционно сильный состав привезёт на гонку BMC, где помимо Жильбера будет Грег Ван Авермат и Тор Хушовд, занимавший на Милан-Сан-Ремо 3-е место в 2005 и 2009. В этом сезоне норвежский гонщик уже продемонстрировал, что его форма возвращается, он выиграл этап на Tour du Haut Var и финишировал 9-м на ставшем эпическим 6-м этапе Тиррено-Адриатико.
Ещё из прошлых победителей Классичиссимы в качестве претендентов на подиум можно назвать Алессандро Петакки (Lampre-Merida), который выигрывал гонку в 2005, и занимал 2-е место в 2006 и Хайнриха Хаусслера (IAM), который также уже бывал на подиуме Милан-Сан-Ремо в 2009, и, похоже, что в этом году форма к нему возвращается.
Команда «Катюша» стартует на гонки с двумя капитанами – Лукой Паолини и Александром Кристоффом. Паолини дважды занимал 3-е место (2003 и 2006).
More info - http://www.gazzetta.it/Speciali/MilanoSanremo/it/