Стратегии замены велосипедных цепей

Обсуждение велосипедов

Модераторы: Borisovich:), Gorian, scourge

Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение Gotty » 08 ноя 2011, 10:00

Как показывает практика, привод на современных велосипедах изнашивается относительно быстро. Наверное, цепь – вторая вещь, которая будет нуждаться в замене на новом велосипеде после тормозных колодок.

Быстрее всего в приводе изнашиваются цепи, медленнее ведомые звезды (кассета) и ролики заднего переключателя, еще медленнее ведущие звезды (звезды системы). Состояние роликов переключателя менее критично – их можно заменить в любой момент вне зависимости от прочих компонентов. Поэтому обсуждаться будут только цепи и звезды.

По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами и самих штифтов. Скорость износа цепи не изменяется на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь в свою очередь начинает быстро изнашивать звездочки. И чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от натянутой цепи. В результате, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи. Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает очень недолго.

Наиболее часто используемые звезды в кассете изнашиваются заметно быстрее, чем остальные. Для выравнивания износа стоит пользоваться разными передачами: если вы не используете весь диапазон кассеты, то, возможно, стоит вместо кассеты горного велосипеда (11-32) взять шоссейную (12-25).

Кроме того, трансмиссия байка обладает одной неприятной особенностью – если вы меняете заметно изношенную, но еще работающую цепь, на новую, та может начать срываться на некоторых (самых используемых) звездах. В итоге придется протачивать звезды кассеты или менять ее целиком. Для минимизации затрат на замену комплектующих, стоит применить одну из следующих стратегий замены привода. Необходимо учесть, что приведенные цифры приблизительны – они сильно зависят от веса велосипедиста, интенсивности и условий использования велосипеда, класса оборудования.

01Езда до полного износа Это самый простой вариант. Если вовремя не заменить цепь, то через 3000-5000 км (для горных и гибридных велосипедов) придется менять не только ее, но и кассету, а в худшем случае и звезды системы. Способ не самый дешевый, но удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода. При появлении срывов цепи вы просто сразу меняете цепь и кассету и, возможно, 1-2 звезды системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой цепи.

02Езда в три цепи (круговая замена цепей) Можно купить пару дополнительных цепей и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным. Равномерность износа желательно оценивать измерительными инструментами, а не пройденным километражем, так как цепи могут работать в разных условиях (грязь, смазка) и вообще быть разными (дешевая цепь может растягиваться в 2-3 раза быстрее дорогой). Круговая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне, что и в первом случае. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-12000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» 3000-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.

03Регулярная замена цепей Если же на вашем байке стоит дорогая кассета и дорогая система с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде не проходит 10000 км, имеет смысл регулярно менять цепи. Причем, можно брать и не самые дорогие, но и не дешевые. Например, через каждые 1000-2000 км ставить новую цепь, а старую выкидывать или дарить своим заклятым друзьям. Главное –внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа. Вы потратите лишние деньги на цепи, но существенно продлите жизнь кассете. Ориентировочно до 15000-20000 км. Алюминиевые звезды системы могут в этом случае работать до 8000-15000 км, а стальные еще больше.

Еще один момент. По мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач, а, устанавливая новые цепи и сохраняя кассету в хорошем состоянии, вы получите четкую работу в течение длительного времени. Возможно, в финале вы сможете отделаться лишь заменой цепи, кассеты и одной звезды системы.

04Выводы При своевременной замене цепей второй и третий способы могут дать заметную экономию средств по сравнению с первым. Разница между вторым и третьим вряд ли будет велика, но третий способ может обеспечить более длительную четкую работу привода. В то же самое время, первый способ не требует постоянного контроля состояния цепи.

Регулярная чистка и смазка цепи может существенно продлить жизнь трансмиссии вашего велосипеда. Использование привода состоящего из дорогих комплектующих не принесет большого увеличения срока службы – расходы на километр пути будут заметно выше, – но позволит снизить вес байка и увеличить четкость работы привода.

Какие у кого есть суждения по данному вопросу? Поделитесь своим опытом, для молодёжи будет полезно :-):
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение Nemez » 08 ноя 2011, 12:39

Copyright © 2000-2006, Андрей Григорьев.
Nemez
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 14 ноя 2009, 19:03
Откуда: Чернигов
Заслуженная репутация: 0
Повысить репутацию NemezПонизить репутацию Nemez

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение NickCV » 08 ноя 2011, 18:15

Я весной , после станка , скажем в средине марта ставлю НОВУЮ цепь Centaur или Veloce или Chorus (что будет под рукой ) , и НОВУЮ кассету CHORUS и вперед , на весь сезон . на 8-12.000 км этого хватит , больше я и не накатываю Рекорд или Супер Рекорд не ставлю - потому что нет смысла . В командах проффи меняют через 3-5.000 все , но в той же связке цепь+кассета . Система выхаживает примерно 25.000-30.000 км , они потом меняют звезды . Я еще ни разу не менял звезды на системе , наверное потому что меняю часто велосипеды :mi_ga_et:
Аватара пользователя
NickCV
Администратор
 
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: 05 ноя 2009, 10:50
Заслуженная репутация: 18
Повысить репутацию NickCVПонизить репутацию NickCV

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение Gotty » 08 ноя 2011, 20:33

Николай, раньше никто не менял звёзды. На наших Старт-шоссе и Туристах цепь меняли после 10 000 километров, да и то после того, как она уже соскакивала с большой звезды на 51 зуб. В современных велосипедах звёздочки на кассетах расположены гораздо ближе, чем звезды на системе. Соответственно была уменьшена высота этих зубьев, дабы более чётко и надёжно переключались передачи. В следствие чего кончики зубьев незначительно перекрывали центры осей цепи. В этом и заключается причина ограниченного допустимого износа велосипедной цепи и невозможности использовать новую цепь с изношенными кассетами.Соответственно и поменялось предельное растяжение цепи. Не надо ждать, когда растянутая цепь начнет съедать звезды кассеты, и быстрее всего те звезды на которых вы любите ездить. Ездить до полного износа цепи глупо и расточительно. :-):
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение VicTorp » 08 ноя 2011, 22:53

Flash-fap-fap писал(а):Подход сандаля:
кассета XTR, цепи Deore...

Что-то на Сандаля не похоже. Это ж весу лишнего 12 с половиной грамм!.. :-)
Аватара пользователя
VicTorp
1000+
1000+
 
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: 28 окт 2009, 15:08
Заслуженная репутация: 31
Повысить репутацию VicTorpПонизить репутацию VicTorp

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение VicTorp » 09 ноя 2011, 02:47

Ты знаешь, Юр, в этом году как-то побольше ходили - по 5-6 тысяч. Сам не знаю чего. Может смазывать чаще стал :hi_hi_hi:
Аватара пользователя
VicTorp
1000+
1000+
 
Сообщения: 1272
Зарегистрирован: 28 окт 2009, 15:08
Заслуженная репутация: 31
Повысить репутацию VicTorpПонизить репутацию VicTorp

Re: Стратегии замены велосипедных цепей

Сообщение Gotty » 09 ноя 2011, 09:44

VicTorp писал(а):Ты знаешь, Юр, в этом году как-то побольше ходили - по 5-6 тысяч. Сам не знаю чего. Может смазывать чаще стал :hi_hi_hi:

А может после треньки протирал ещё? :bra_vo:
Аватара пользователя
Gotty
гонец-пахарь
гонец-пахарь
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: 25 окт 2009, 15:19
Откуда: ВелоБар
Заслуженная репутация: 5
Повысить репутацию GottyПонизить репутацию Gotty


Вернуться в Велосипеды

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

  • Наши партнёры